Социализация для хоумскулеров: как организовать общение ребенка вне школы

Автор
Социализация для хоумскулеров: как организовать общение ребенка вне школы

«Отсутствие социализации» называют самым главным минусом хоумскулинга. Что такое социализация на самом деле: общение с друзьями, общение с незнакомыми взрослыми или получение навыков для ориентации в обществе – как все это осваивают хоумскулеры, рассказывает психолог Катерина Мазуренко.

Социализация для хоумскулеров: как организовать общение ребенка вне школы - изображение №1

Катерина Мазуренко,

кандидат психологических наук

Самый большой вопрос, самый серьезный камень преткновения родителей, которые задумываются об альтернативе государственной школе - это социализация. Многие о ней говорят, но очень часто все о разном. Для кого-то это вопрос дружбы и общения, для кого-то - адаптации к реалиям. Так о чем же вопрос на самом деле?

По определению социализация - это процесс присвоения человеком социально выработанного опыта, прежде всего, социальных ролей.

Социализация для хоумскулеров: как организовать общение ребенка вне школы - изображение №2

Другими словами, социализация - это про систему отношений в обществе и про умение ориентироваться в этой системе и вести себя в соответствии с ожиданиями других членов общества.

Социализация для хоумскулеров: как организовать общение ребенка вне школы - изображение №3

Отсюда, два важных вывода: о дружбе и общении и о социуме в целом.

Нет смысла дружить со всеми подряд

Поскольку современное общество очень неоднородно и на уровне межличностного общения «выбор» систем отношений огромен, то учиться коммуницировать и дружить целесообразно в том контексте отношений, которые близки ценностно, а не со всеми подряд (что и невозможно).

Другими словами, люди разные, и все общаются по-разному. Вы же, как родители, дружите и общаетесь не с каждым, а только с тем, кто, грубо говоря, похож на вас или, как минимум, вам симпатичен.

Нет смысла дружить со всеми подряд - изображение №1

Точно так же ребёнку нет смысла усваивать социальные роли и общаться с теми, с кем ему и во взрослой жизни вряд ли придётся общаться близко. И это довольно предсказуемо, исходя из семейного уклада.

И если вы возразите, что на работе коллег не выбирают, то я обращу ваше внимание на то, что выбирают саму работу, и ее систему ценностей. Согласитесь, что система ценностей какого-нибудь IT конгломерата и государственной компании очень разные. Одинаково комфортно чувствовать себя и там, и там не получится.

Родители должны организовывать круг общения детей

Итак, вывод: социализацию ребёнка в контексте близкого межличностного общения (круг повседневного общения и друзей) целесообразно проводить в том кругу людей, в котором ему предстоит жить и общаться во взрослой опять же таки повседневной жизни.

Хотите подготовить ребёнка к жизни космополита? Путешествуйте с ним, встречайтесь и общайтесь с разными людьми, расширяя его представление о культурах и ценностях.

Считаете, что ему предстоит в будущем жить той жизнью и общаться с теми же людьми, что ходят в соседнюю школу? Отдавайте его учиться в неё.

Родители должны организовывать круг общения детей - изображение №1

А если ваши единомышленники и друзья пространственно разбросаны - идите на хоумскулинг и организовывайте совместные лагеря, поездки, семинары, просто тусовки и так далее.

Родители должны организовывать круг общения детей - изображение №2

Важно: у ребёнка должен быть круг общения, который соответствует его возрастным задачам и индивидуальным потребностям. Задачи по возрастам можно подсмотреть в психологической литературе.

Индивидуальные - это про общий уровень общительности, подвижности (самому играть в подвижные игры не слишком весело), потребности в обсуждении идеи и мыслей. То есть, это немного шире, чем «любит общаться, самому скучно». И очень индивидуально.

И ещё одно важное: выбор круга общения родители делают, не смотря на всю ограниченность наших, родительских возможностей прогнозировать будущее наших же детей; делая это осознанно, мы, возможно, будем более полезны своим детям.

Как научить ребенка вести себя в обществе

Кроме близкого круга общения, существует социальная система в целом, в которой человек существует, независимо от своих личных предпочтений. Есть, наверное, те, кто живет совсем уж вне социума на «натуральном хозяйстве», но абсолютное большинство из нас - нет.

Мы покупаем еду в магазинах, обязаны получать аттестаты об общем образовании, ездим в общественном транспорте, общаемся в соцсетях и много чего ещё, с чем сталкиваемся так или иначе.

Как научить ребенка вести себя в обществе - изображение №1

И это тот уровень социализации, на котором мы выбираем скорее не «круг общения», а своё поведение в нем. Быть социализированным - означает вести себя адекватно социальным ожиданиям и нормам поведения. А для этого их нужно знать. И желательно - практиковать своё взаимодействие в этих рамках.

То есть, возможно, у вас в семье не принято, например, говорить старшим людям «вы» и проявлять априорное почтение к ним. И это ваша осознанная и вполне продуманная позиция. Но в кругу большинства людей нашей страны - принято. И ребёнок столкнётся с этими людьми - в магазине, кино, театре или проходя мимо «бабушек на лавочке».

И, может, вам, взрослому человеку, эти люди «не указ», но ребёнок по определению слабее взрослого, и вряд ли ему будет все равно, когда его станут поучать (в лучшем случае) чужие взрослые.

На какую систему ценностей стоит опираться

Родителям важно понимать, что, если вы и ваши дети живёте в этой стране - вы уже в «монастыре», по-другому никак. Чужом (потому что даже при всей лояльности к «уставу», ни один человек единолично не имеет полномочий на него влиять, это как бы историческая правда). Не обязательно становиться «своим», но проявлять уважение - залог социальной адаптивности.

Как же не боятся «конформности», не опасаться того, что ребёнок станет «винтиком» в этой системе? Только формируя у него ценности, которые выше, чем уровень межличностного общения.

На какую систему ценностей стоит опираться - изображение №1

Например, понимание того, что каждый человек - это личность, имеющая право быть (думать, чувствовать, принимать свои решения), включает и понимание того, что «взрослый» - это не равно «более важный, чем ребёнок» (то есть считать всех взрослых теми, кто может тобой командовать, ребёнку не нужно).

На какую систему ценностей стоит опираться - изображение №2

Но и того, что каждый человек имеет свои границы и «свой язык общения», уважая который, ты проявляешь уважение к самому себе.

Просто используя в своём обращение к чужому взрослому общепринятые лексические идиомы, ты проявляешь уважение прежде всего к самому себе (например, простая фраза продавцу «добрый день, подскажите, пожалуйста, где я могу найти манку» - это правильнее в нашем обществе, чем «скажи мне, дорогой друг, где манка же здесь»).

Как адаптировать ребенка в обществе

Как же все-таки социализировать ребёнка в плане адаптивности к социуму и социальным системам в целом? Разнообразием общения и включениями в разный социум. И это больше про разовые акции - от музея до Макдональдса, от экскурсий до парикмахерской.

Как адаптировать ребенка в обществе - изображение №1

И очень важно - позволяя ребёнку (и даже поощряя его) как можно больше и чаще делать что-то самому и получать обратную связь о своём поведении от разных людей.

Как адаптировать ребенка в обществе - изображение №2

Важно: самостоятельность и активность в простых социальных действиях - вот залог хорошо социализированного ребёнка.

Зачем нужен навык обучения

Есть ещё один нюанс, о котором я не сказала. Родители обычно формулируют его где-то так (с вариациями): «а как же он (она) будет потом учиться в ВУЗе, если до этого учился только дома?» И это вопрос не про общение (социальные роли, то есть, собственно, социализацию), а про навык усвоения знаний.

Как человек, имеющий опыт преподавания у первокурсников, в рамках этой статьи могу сказать одно: первое, что делает преподаватель с бывшими одиннадцатиклассниками - это «расшколивает» их навыки усвоения знаний.