Учеба «задом наперед»: как ошибки помогают освоить математику

Автор

В сингапурских школах уже несколько лет дети учат математику «задом наперед»: вначале пытаются сами решить незнакомую задачу или уравнение, и только потом учитель объясняет им, как это нужно было сделать. Эту необычную методику предложил глава Лаборатории исследования учебных процессов Национального института образования страны Ману Капур. Она называется «продуктивный провал», и ее автор убежден: изучать математику, начиная с ошибок, гораздо продуктивнее, чем с помощью привычных чередований теории и практики.

Ученики гораздо лучше усваивают информацию, если вначале сами попытаются найти решение, и несколько раз натолкнутся на ошибку. Поняв, при каких условиях «система не работает», они не только запомнят правильное решение, но и поймут, почему правильно делать именно так, а не иначе.

Они научатся легко определять, достаточно ли информации для решения содержится в условии, и где можно взять дополнительные сведения, а значит им будет проще справляться с нестандартными и нетривиальными задачами, возникающими в дальнейшей жизни.

Сам Капур познакомился с этой концепцией в Национальном университете Сингапура. Будучи студентом, он потратил четыре месяца, пытаясь решить нелинейное дифференциальное уравнение из области гидродинамики, пока преподаватель не объяснил ему, что для этого одной математики недостаточно — нужно было использовать заданный алгоритм вычислений. Когда Капур спросил у учителя, почему тот позволил ему потратить столько времени «впустую», тот ответил, что это не так: за четыре месяца студент досконально изучил проблему, и теперь хорошо её понимает.

С 2003 году Капур стал проводить подобные эксперименты в школах. Их успешно воспроизвели в США, Германии и Австралии, но у учителей метод пока вызывает смешанные реакции.

Противники метода согласны, что учиться на ошибках — продуктивно. Но, по их мнению, дети с тревожным характером могут окончательно потерять веру в себя, безуспешно пытаясь решить незнакомое уравнение. К тому же, метод подходит для практического применения, но не пригоден для решения стандартных тестов и подготовки к государственным экзаменам.

Да и самим учителям проще порционно передавать свои знания, чем объяснять ученикам, в чём они были неправы. Капур же уверен, что стандартный способ обучения «закрывает разум» детей: имея одно решение, они не будут пытаться искать другие — возможно, более креативные.