Выживут ли школы в эру онлайн образования

Выживут ли школы в эру онлайн образования

«Зачем ходить в школу, если все можно выучить по компьютеру? Физику, например, и другие предметы». Так ответил мне соседский мальчик, у которого я перед 1 сентября поинтересовалась, почему же он не хочет идти в школу. Сложно ему возразить. Ведь с каждым днем становится все больше качественных онлайн-курсов, и чтобы получить знания с их помощью, не нужно вставать в шесть часов утра, надевать форму, нести тяжелый рюкзак, а затем полдня проводить в обществе не всегда хорошего учителя. Достаточно иметь компьютер и интернет.

К тому же, «бесплатное» школьное образование обходится родителям довольно дорого, а в случае с онлайн обучением вы платите только за Интернет. Но вы за него и так платите.

Так какие же шансы у традиционного образования остаться в живых при таких неравных условиях?

ЛЕКЦИЯ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Выживут ли школы в эру онлайн образования - изображение №1

Depositphotos

Клей Шерки, писательница: «Онлайн образование не заменит традиционного. Оно предлагает новое направление развития».

Так же, как во многих других отраслях – от телевидения и газет к играм и магазинам – технологические инновации не уничтожают старые институты, а расширяют их возможности. Они предлагают часть услуг в беспрецедентном масштабе и доступности.

Онлайн образование не заменит традиционного. Оно предлагает новое направление развития.

Все это, безусловно, приведет к кардинальным реформам. Впрочем, если говорить о кардинальных изменениях, то, что предлагают онлайн-курсы, на самом деле, очень консервативно – лекции в записи, онлайн тесты, цифровые документы и финансовая поддержка крупных компаний.

Ян Богост, писатель и профессор в области современных технологий: «Если лекция была плохой форме обучения в индустриальную эпоху, почему это вдруг она стала такой эффективной после того, как ее оцифровали и погрузили в веб-браузер?»

Уместный вопрос. Цифровая лекция остается лекцией, а онлайн-тесты – такие же тесты, как и раньше. Те, кто ищет революционно новые формы обучения, вряд ли найдут их даже в самых современных онлайн-курсах.

СТАВКА НА САМООБУЧЕНИЕ

Выживут ли школы в эру онлайн образования - изображение №4

Depositphotos

Это не означает, однако, что новых методов не существует вовсе. Вместо традиционных курсов и лекций некоторые педагоги и образовательные проекты экспериментируют с фундаментальными формами образования. Они делают ставку на самообучение.

Так, в рамках проекта ораганизации One Laptop Per Child (занимается обучением населения, которое находится в наиболее неблагоприятных для этого условиях) неграмотные дети в сельских регионах Эфиопии, которые никогда не учились, получили планшеты с обучающими играми, мультфильмами, слайдами и книгами.

Первые результаты впечатляли. За пять месяцев одна группа учащихся научилась не то, что читать, а взламывать операционную систему!

Эта методика кардинально отличается от просмотров записанного розговора, хотя пользу лекций вряд ли можно отрицать.

Новые дидактические методы на самом деле свидетельствуют о несколько более важном: настоящий переворот в образовании произойдет лишь тогда, когда мы сможем выйти за пределы старых методик, таких как лекции, тесты или сочинения.

Если дети в Эфиопии учатся читать без школы, то что говорить о детях в Нью-Йорке, которые не могут научиться в школе?

Мы должны переосмыслить саму концепцию образования в современную эпоху. Люди учатся не потому, что хотят получать новые знания, а потому, что технологии в нашей повседневной жизни требуют этого.

Николас Негропонте, основатель и председатель One Laptop Per Child, в журнале Technology Review Массачусетского технологического института пишет: «Если дети в Эфиопии учатся читать без школы, то что говорить о детях в Нью-Йорке, которые не могут научиться в школе?»

ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ ИЛИ ТРАДИЦИОННОЕ

Конечно, в мире всегда будут существовать элитные учебные заведения. Онлайн-курсы лишь частично делают элитное образование доступным, однако, они также являются мощной рекламой престижных университетов. И все же, сегодня уже трудно верить в то, что будущее образование будет только оцифрованной версией прошлого.

Для многих академических институтов слова «новая методика» звучат как ругательства. Они означают низкие стандарты, отсутствие универсальности образования и отказ от роли учителя-вдохновителя.

Но образование, как и информацию, уже невозможно удержать в рамках одного источника, будь то экран телевидения, или стены университета.

Изменения коснутся не только технологий. Составляющие учебного процесса, которые не может обеспечить экран – личное общение, общее пространство и время – будет иметь большую ценность среди богатства образовательных онлайн-технологий.

Впрочем, главным останется доступ к экрану. С ним вы сможете получить образование с нуля, или повысить квалификацию, которая уже есть, независимо от того, где и в каких условиях вы живете.

Некоторые новые образовательные институты станут вполне революционными, другие – возникнут на базе старых и будут на них похожи. Так и должно быть, потому что институт как стабильная форма сопротивляется изменениям.

Тем, кто этого не понимает, может быть трудно найти свой тип образования в будущем, которое наступит уже скоро.

По материалам bbc.com