Школа отменяется: плюсы, минусы и виды домашнего образования в Украине
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Для тех, кто недоволен школьной системой образования, есть варианты домашнего обучения в Украине. Альтернативные формы обучения предполагают больше свободного времени у детей и меньше ограничений в учебной программе. Но также больше они требуют ответственности.
Для родителей, которые задаются вопросом, как оформить ребенка на домашнее обучение в Украине, будут полезными отзывы о хоумскулинге. Также стоит обратить внимание на процедуру, которая позволяет оформить ребенка на домашнее обучение в Украине и списки документов, необходимых для этого.
Нам говорили о важности образования в школе, потом – в университете. Рассказывали, если будем учиться на пятерки – получим хорошую и высокооплачиваемую работу. Родители детей-«хоумскулеров» не согласны с этим утверждением. Да и вы наверняка уже поняли, что оно потеряло актуальность.
- Каким бывает домашнее обучение в Украине
- Как оформить ребенка на домашнее обучение в Украине
- Плюсы и минусы домашнего обучения
- Роль родителей в домашнем обучении
- Отзывы о домашнем обучении: личный опыт
Каким бывает домашнее обучение в Украине
Есть несколько форм домашнего образования в Украине. Одни из них носят более официальный характер и регулируются законодательно, другие же в гораздо меньшей степени контролируются школой. Но во всех случаях домашнее обучение в Украине – важный и серьезный шаг для всей семьи, который нужно тщательно обдумать.
Первый вариант – заочное и очно-заочное обучение. Такой вариант обучения в Киеве предлагает только 328 школа. Это вполне контролируемый процесс, в рамках которого ребенок, занимаясь дома, следует школьной программе и сдает практические работы, экзамены и прочее наравне со всеми раз в месяц. При очно-заочной системе ребенок может посещать только те уроки, которые ему нравятся, а уже в домашней обстановке подтягивать остальные предметы, которые нужны для сдачи экзамена в конце семестра или года.
Второй вариант – экстернат. Как и в первом случае, ребенок следует школьной программе. Он учится в таком темпе, который ему удобен, и сдает промежуточные экзамены. При экстернате есть возможность пройти двухгодичную программу за полгода или год в зависимости от темпа обучения вашего ребенка. Услуги экстерната предоставляют специальные учреждения.
Третий вариант – надомное, индивидуальное обучение. Перевести ребенка на инивидуальное обучение в Украине можно только при наличии медицинских рекомендаций и справок. Если по состоянию здоровья ребенок не может посещать школу, к нему домой приходят учителя. Занятия проходят 8-12 часов в неделю. С заявление м на индивидуальное обучение можно обратиться в любую школу.
Четвертый вариант - дистанционное обучение. Такую форму домашнего обучения в Украине предлагают несколько специальных школ. Заключая договор с такой школой, родители получают материалы для занятий, в некоторых школах проводятся занятия или аттестации по скайпу, в других ученики и родители полностью сами собирают материал для занятий. Кроме того, ученикам на дистанционной форме обучения нужно выполнять контрольные работы несколько раз в году и отсылать на проверку. В 4,9 и 11 классе им необходимо очно сдавать ДПА.
И последний – анскулинг предполагает полную свободу в обучении и получение аттестата только по желанию, что в Украине невозможно. В Украине анскулинг не регулируется законом, поскольку, выбирая одну из вышеперечисленных форм обучения, ребенок все же привязан к какому-то учебному заведению, где сдает аттестацию. А получение школьного аттестата о среднем образовании в Украине является обязательным для всех.
Как оформить ребенка на домашнее обучение
Чтобы перевести ребенка на индивидуальное обучение в Украине, необходимы медицинские показания. Для того, что перейти на такую форму домашнего обучения в Украине нужно следующие документы:
- заявление от одного из родителей или опекуна;
- указ руководителя учебного заведения;
- согласование органа управления образованием;
- документ об полученном образовании;
- справка по форме первичной отчетной документации № 080-1 (для лиц, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу, лиц с особыми потребностями, а также тех, кому нужно проходить лечение более одного месяца).
Чтобы перевести ребенка на экстернат, потребуется доказать, что ребенку это необходимо. Среди уважительных причин: ребенок осваивает школьную программу с опережением, он профессионально занимается спортом или чем-то еще и т.д.
Оформить ребенка на экстернат можно только после одобрения такого решения территориальным управлением образования. Для это необходимо подать такие документы:
- Заявление родителей
- Заявление-согласие на сбор персональных данных
- Справку с места предыдущего обучения
- Личное дело ученика (кроме учеников 1 класса)
- Свидетельство о рождении
- Справку о составе семьи и месте регистрации
- Идентификационный код ученика
- Документы об образовании (копии)
- Медицинская справка 086;
- 2 фотографии 3Х4.
Для оформления ребенка на дистанционную форму обучения в Украине не требуется как-то обосновывать свое решение. Родителям просто необходимо выбрать учебное заведение, которое предоставляет такие услуги и написать заявление о приеме, предоставить докуметы о полученном образовании и те, что требует конкретное учебное заведение.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДОМАШНЕГО ОБУЧЕНИЯ
Родители, которые отказываются от школ и предпочитают домашнее обучение, аргументируют это тем, что в учебных заведениях детей не учат рисковать и ошибаться – существует только один правильный ответ, а все попытки посмотреть на задачу с другой стороны пресекаются. Ребенок думает не так, не знает чего-то? Тогда он двоечник и неудачник.
Распространено одностороннее видение не только в решении тех или иных задач, но и в делении школьников на умных и глупых. Если ребенку сложно дается математика или ему нужно больше времени на ее изучение, это совершенно не значит, что он глуп и не имеет талантов. Система же пытается всех запихнуть в единые рамки. Да, ученик будет правильным и послушным. Но действительно ли ребенок должен быть послушным?
Родители, которые отказываются от школ и предпочитают домашнее обучение, аргументируют это тем, что в учебных заведениях детей не учат рисковать и ошибаться.
Плюсы домашнего образования:
-
Родители и дети сами могут корректировать процесс обучения на дому. Ведь одним детям нужно больше времени на усвоение темы, а другим – меньше. В школе же процесс обучения ограничен и не учитывает индивидуальные способности ребенка.
-
Также возможно корректировать недостатки школьной программы, учиться по тем книжкам, которые родители считают более информативными и которые более понятны ребенку, а не по тем, которые предлагаются в школе.
-
Ребенок понимает, что может рассчитывать только на себя и что важны знания, а не оценки.
-
Ребенок может уделить больше внимания тем предметам, которые ему интересны.
-
Школьная дисциплина и «обязаловка» делают процесс обучения навязчивым и принужденным, что отбивает интерес ребенка к учебе и уменьшает его умение учиться самостоятельно.
-
В школе у ребенка нет возможности самому выбирать где, когда и с кем он хочет общаться, он подвержен дурному влиянию школьного общества.
- Также вполне возможно, что ребенок на домашнем обучении будет более уверен в себе, ведь дома его не будут оскорблять из-за роста, веса, цвета кожи, а это, согласитесь, свойственно детям. Его не будут сравнивать с другими, рассказывая, что Маша или Петя такие хорошие дети, ведь они правильно учатся, а ты – нет, ты же не понимаешь это уравнение, а эту книгу читал дольше положенного. Дома родители смогут повысить самооценку ребенка, поддерживая его, показывая его возможности и акцентируя внимание на удачах.
Минусы домашнего образования:
-
Отсутствие социализации. Хотя этот момент очень спорный. Ведь ребенок может учиться общаться и работать в коллективе не только в школе, но и на различных кружках.
-
Далеко не все родители могут эффективно организовать процесс обучения на дому, вследствие чего ребенок не получит необходимых знаний.
- Отсутствие социальной адаптации к реальному миру. Но этот пункт тоже весьма сомнителен, ведь школа имеет мало общего с реальным миром.
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ДОМАШНЕМ ОБУЧЕНИИ
Для начала спросите себя, действительно вы считаете домашнее обучение нужным для вашего ребенка, готовы ли вы к нему и сможете организовать процесс. Прочитайте всю возможную и невозможную информацию о хоумскулинге, поищите «живые» примеры на форумах, пообщайтесь лично с родителями, которые отдали предпочтение домашнему обучению.
Также важную роль родители грают в выборе программы и организации обучения. Сколько часов в день ребенок будет учиться, какие предметы будет изучать в первую очередь, как составить программу обучения – все эти вопросы ложатся на плечи мамы и папы. В зависимости от возраста, вам нужно будет учиться вместе с ребенком: помочь ему понять предмет, найти необходимые материалы. Кстати, хороший вариант – краткие видеоуроки, которые можно найти в Сети на специализированных сайтах.
Конечно, вы можете запаниковать. И это нормально. Потому делимся с вами опытом из жизни смелой мамы.
ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ: ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Юлия, о которой мы уже писали выше, рассказала в блоге, как ее сын Егор после обычной школы перешел в шестой класс на домашнее обучение.
Получив информацию о программе, которую ребенок должен был пройти за год, она составила основные принципы, по которым они обучались на дому:
- Мы изучаем предметы последовательно — не все сразу, а всего несколько одновременно.
- Экзамен сдается по предмету в установленное расписанием время и сразу за всю годовую программу. После сдачи годового экзамена предмет по программе больше не изучается, но в случае желания и интереса ему можно уделять свободное время.
- У нас нет учебников по предметам, мы делаем учебники сами;
- Пожелания Егора к процессу обучения — интересно, просто, понятно.
- У нас год эксперимента и нам важно прочувствовать процесс, наш результат года это принятое решение — продолжаем ли мы учиться в таком формате.
- Любая оценка, позволяющая считать, что предмет сдан — является результатом обучения.
- Родитель — НЕ учитель, родитель — это поддержка, сопровождение и помощь.
- Егор должен научиться «учиться самостоятельно».
Если говорить более конкретно, то Юля составила определенные правила, которые помогли ей и ее сыну эффективно организовать учебный процесс:
- Мы решили распланировать четыре предмета. Глядя на расписание, я сделала вывод, что на какие-то предметы, возможно, потребуется больше времени.
- В качестве источника основных знаний мы выбрали сайт с видео-уроками interneturok.ru. Это такая замена учебникам — видеолекции по всем предметам за любой класс. Плюс для меня — понимание объема материала, который нужно изучить за короткий промежуток времени.
- Мы взяли количество тем по каждому предмету, количество дней на изучение и распланировали, какое количество тем в день Егору необходимо проходить. Понятие «пройти тему» для нас включало следующее: смотрим видеоурок; составляем визуальный образ темы (зарисовываем и записываем кратко основные понятия и важные даты/имена и т.д.), один урок — один лист. Для каждого предмета завели обычную толстую тетрадь в клетку А4. Уроки зарисовывали горизонтально. Фактически это первый шаг к скетчам. Таким творческим наброскам, которые призваны отразить суть, содержание, визуальными образами и шрифтами; проходим тест по уроку. Стикерами оставляем отметку на листе как результат теста. Зеленое яблоко — отлично, не больше одной ошибки, красное яблоко — более двух ошибок.
С переходом на домашнее обучение Егор занимается изучением предметов сам, а с мамой периодически обсуждает то, что он проходит. Иногда Юлия находит документальные обучающие фильмы, которые они с удовольствием смотрим все вместе. Егор сам ищет материал, но иногда ленится и просто сухо проходит тему. «А почему нет, - пишет Юля, - ему просто не все интересно».