Поступаем в вуз: как определиться

Поступаем в вуз: как определиться

Пеленки, сказки, обучение езде на велике и даже ежедневная проверка домашних заданий у драгоценного чада для вас позади. Сын или дочь уже не считает себя ребенком и заводит первые романы, а вы собираете деньги на выпускной бал. Одним словом - приближается окончание школы. А значит, вашему повзрослевшему ребенку уже пора задуматься над своей судьбой и сделать самый главный выбор в жизни.

И главное, что закономерно: этот первый серьезный шаг в своей жизни нужно сделать тогда, когда еще почти ничего о ней не знаешь… А родители обычно страстно желают, чтобы их чадо продолжало учиться, причем обязательно в высшем учебном заведении - ведь без него-то нормальной работы не найти. И желание это совершенно естественное, но… Как определиться? Как правильно выбрать профессию?

Похвально, если подросток твердо уверен в своем желании стать физиком или актером, либо с головой окунулся в изучение одноклеточных и именно в этом видит свое будущее. А если он ночи напролет просиживает в компьютерных клубах или дни проводит у телека, что тогда? А может, он всесторонне развит, однако ничто не занимает его настолько, чтобы сказать: "Вот это мое призвание!" В таких случаях родители или безапелляционно направляют его по своим стопам, или выбирают наиболее престижную, на их взгляд, специальность. И при этом особо не задумываются: а вдруг они ошиблись, и ребенок проведет 5 лет в институте, засыпая на лекциях или вообще прогуливая их, а потом пойдет работать разносчиком пиццы.

Не ошибаться

Для того чтобы избежать таких ошибок, родителям не следует давить на подростка авторитетом, навязывая свои вкусы. Мама и папа должны постараться понять своего ребенка, построить вместе с ним план определения его будущей профессии. Ведь часто старшеклассники тоже допускают ошибки: выбирают себе не профессию, а подходящее учебное заведение, например, по экзаменам, месторасположению, просто "за компанию" или по каким-то другим, абсолютно необоснованным, критериям. В результате - потеря интереса к выбранной специальности и куча потраченного впустую времени.

Основные ошибки при выборе профессии

  • Поверхностная увлеченность (только внешней стороной профессии). Летчик-испытатель - конечно, очень романтично. Но если подойти к изучению этой специальности вплотную и узнать все ее особенности - "потянет" ли ваш сынуля?
  • Настрой сразу на профессию высшей квалификации. Отлично быть банкиром, но, как говорила подружка героини Ирины Муравьевой в известном фильме: "Чтобы стать женой генерала, нужно выйти замуж за лейтенанта". А уж доработаться до банкира…
  • Выбор профессии по любимому школьному предмету. В школе можно обожать алгебру и на досуге решать тригонометрические задачки, однако, поступив в математический вуз, читать под партой книги по психологии.
  • Перенос на саму профессию плохого или хорошего отношения к человеку - представителю какой-нибудь профессии. Например, несмотря на любовь к животным и склонность к медицине, ребенок ни в какую не хочет идти учиться на ветеринара только потому, что до сих пор с ужасом вспоминает, как до смерти залечили соседскую собачку. Или собирается стать историком (не обладая выдающейся памятью и аналитическим складом ума) только потому, что обожает своего преподавателя истории.
  • Предубежденное отношение к престижности или непрестижности профессии. Не стоит падать в обморок, если ваш ребенок мечтает строить дома, и увещевать его, что профессия юриста - куда престижнее. Попробуйте найти положительные стороны в выбранной подростком специальности: в конце концов, пункт первый - зарплата.
  • Не учитывать свои физиологические особенности, которые при выборе профессии иногда являются решающими. Девушка может мечтать стать стюардессой. Но если ее вестибулярный аппарат не выдерживает даже 5 минут поездки на автомобиле по горному серпантину - лучше не рисковать.
  • Занижение или завышение своих возможностей. Если актерское мастерство вашего чада пробирает до слез не только родную бабулю, но и всех педагогов Дома творчества, учителей и одноклассников, поддержите ребенка в рвении поступить в театральный. Не брюзжите, мол, куча молодых людей хотят быть актерами, но только 5% из них действительно востребованы.
  • Нежелание попробовать свои силы в разных видах деятельности. Надо помочь ребенку определиться, записав его (с его согласия!) на подготовительные курсы параллельно в несколько вузов. И очень скоро станет понятно, что ему действительно по душе.

Иметь желание

Вернемся к построению плана выбора будущей профессии. Он подразумевает три сакраментальных слова: хочу, могу, надо. Итак...

Хочу - личные цели, профессиональные интересы и способности.

От интереса склонность отличается тем, что она требует действия. Ведь если есть интерес, например, к живописи, то подросток собирает сведения о художниках, их творчестве, бывает на выставках и коллекционирует репродукции. А вот чтобы самому писать картины, необходимы способности. Наилучший вариант - когда интерес и способности совпадают.

Могу - возможности. Причем как психологические, так и физиологические. И оценить их нужно реально. Есть такой термин как профессиональная пригодность. Он подразумевает успешность овладения профессией и удовлетворенность своим трудом. Однако необязательно успех придет сразу. Профпригодность формируется постепенно - это качество не врожденное.

Надо - пути и средства достижения цели. И, конечно же, потребности рынка труда.

…возможности

Даже если подросток сам или с вашей разумной помощью определился с выбором специальности, это только начало. Теперь главная задача - чтобы его ожидания совпали с реальностью.

Моменты, на которые нужно обязательно обратить внимание при выборе профессии - необходимо выяснить, не идут ли они вразрез с представлениями ребенка о специальности или с его характером:

  • степень свободы действия;
  • разнообразие (насколько возможно использовать свои способности);
  • самостоятельность при выборе тактики и средств выполнения работы;
  • задачи и результаты;
  • обратная связь (возможность узнавать, как оценивают вашу работу специалисты и потребители);
  • степень ответственности;
  • коллективность.

…и склонности

Тест: "Как выбрать профессию"

Представьте себе, что у вас есть возможность выбирать только из двух профессий. Даже если ни одна вам не по душе, отметьте ту, к которой у вас меньше "претензий". В 20 вариантах выбирайте ответ "а" или "б" и заносите результат в соответствующую колонку таблицы.

1

а Ухаживать за животными

б Обслуживать машины, приборы

2

а Помогать больным

б Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

З

а Контролировать качество книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, компакт-дисков

б Наблюдать за ростом растений

4

а Обрабатывать материалы - ткань, дерево, металл, пластмассу

б Доводить товары до потребителя - рекламировать, продавать

5

а Обсуждать научно-популярные книги, статьи

б Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты)

6

а Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

б Тренировать ровесников (или младших) в выполнении каких-то действий (трудовых, учебных, спортивных)

7

а Копировать изображения или настраивать музыкальные инструменты

б Управлять грузовым, подъемным средством или пассажирским транспортом

8

а Сообщать, разъяснять людям необходимую им информацию (в справочном бюро, на экскурсии)

б Оформлять выставки, витрины или участвовать в подготовке концертов

9

а Ремонтировать одежду, ювелирные изделия, технику

б Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10

а Лечить животных

б Выполнять вычисления, расчеты

11

а Выводить новые сорта растений

б Конструировать, проектировать, разрабатывать новые виды промышленной продукции (машины, одежду, дома, продукты питания)

12

а Анализировать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

б Разбирать чертежи, схемы, таблицы (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13

а Изучать работу кружков художественной самодеятельности

б Изучать жизнь микроорганизмов

14

а Обслуживать медицинское оборудование

б Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. д.

15

а Художественно описывать события (реальные и воображаемые)

б Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах

16

а Делать анализы в лаборатории

б Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17

а Красить или расписывать стены помещений, изделия

б Осуществлять монтаж машин, приборов

18

а Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, турпоходы, на экскурсии

б Играть на сцене, принимать участие в концертах

19

а Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду, здания)

б Чертить, копировать чертежи, карты

20

а Вести борьбу с болезнями и вредителями растений

б Набирать текст на компьютере

Теперь подсчитайте баллы в каждом столбце. Вам подходит та категория профессий, где вы набрали больше баллов.

1 - "Человек - природа" - профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

2 - "Человек - техника" - технические профессии;

3 - "Человек - человек" - профессии, связанные с обслуживанием людей, общением;

4 - "Человек - знак" - профессии, связанные с расчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

5 - "Человек - художественный образ" - творческие специальности.

1 2 3 4 5
2a 3a
36 4a 5a
. 66 .
. 76 . 86
. . 96 .
10а . . 106 .
11а 11б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а . 16б . 17а
. .17б 18а . 18б
. 19а . 19б .
20а . . 20б .

Если вы набрали одинаковое количество баллов в двух столбцах, то выбирать специальность нужно на стыке категорий профессий. Например, у вас по 6 баллов в категориях "техника" и "художественный образ". Это совсем не ошибка, а шанс попробовать сочетание: возможно, наиболее успешно вы овладеете компьютерным дизайном. Если у вас одинаковое количество баллов по трем и больше категориям, то можно сказать, что вы либо еще не определились, либо у вас настолько широкие интересы, что вы не можете расставить акценты. Тогда вам следует обратиться к специалисту.

Советы родителям

  • Не нагружайте ребенка своими взрослыми предубеждениями: мол, сейчас без денег нечего соваться в хорошие вузы, единственный выход - искать "нужные знакомства" и т. д. Этим вы только запрограммируете свое чадо на неудачу, превратите в апатичного пессимиста.
  • Не исходите из личных амбиций - в первую очередь, учитывайте личность ребенка: не заставляйте его реализовывать то, чего вы сами в жизни не достигли. Позвольте подростку выбрать свой путь.
  • Согласно статистике, уровень тревожности родителей в период поступления их ребенка в вуз достигает небывалых высот и нередко граничит с паникой. Не выплескивайте это наружу. Ведь ваша тревожность сказывается на ребенке - пагубно влияет на экзаменационные оценки и эмоциональное состояние подростка.
  • Самое время поддержать ребенка, помочь (а не навязать) четко увидеть цель и, вместе разработав план, твердо идти к ней.

    Готовь сани летом

    О подготовительных курсах следует сказать отдельно, так как именно они помогут избежать ошибок при выборе специальности и увеличат шансы потенциального абитуриента на успех.

    Во-первых, как уже говорилось, можно одновременно заниматься на разных курсах по нескольким специальностям. Будьте уверены, за месяц-два чадо уж точно определит, что ему на самом деле нужно. Ведь учиться в нескольких местах тяжело, а если еще и неинтересно… При этом цена за курсы ниже, чем оплата репетитора.

    Во-вторых, ваш ребенок сможет реально оценить, насколько будут высокие требования на вступительных экзаменах, а не ошибочно приравнивать их к школьным выпускным (что часто является причиной провала). На таких курсах раз в месяц проводят тестирование или контрольную, а по окончании - репетицию вступительных экзаменов.

    В-третьих, курсисты знакомятся с атмосферой вуза, в конце концов, с преподавателями. Согласно статистике, в некоторых учебных заведениях свыше 50% поступивших - выпускники подготовительных курсов.

    Льготы при поступлении

    Конечно, не на всяких курсах они есть, однако узнать это не составит труда. Нам удалось отследить следующие льготы:

    • приравнивание выпускных экзаменов после окончания курсов к вступительным в вуз;
    • даже в случае провала на "подготовительных" экзаменах у ребенка есть еще один шанс - поступать на общих основаниях;
    • если абитуриент не набрал нужные баллы сразу, то из вступительных экзаменов ему достаточно сдать всего один, а не пересдавать все;
    • в некоторых вузах в случае равного количества баллов преимущества - у выпускника подготовительных курсов (имеется в виду полупроходной балл).

    Виды курсов

    Подготовительные курсы бывают годичные (в течение учебного года), полугодичные и месячные.

    Вариант I - не спеша освоить все необходимое, "примелькаться". Реальная возможность поступить.

    Вариант II - выучить все, что нужно. Но это гораздо тяжелее, поэтому стоит правильно рассчитать свои силы.

    Вариант III - "бег на короткую дистанцию". Вы повторите и упорядочите имеющиеся знания, а вот начинать с азов уже поздновато.

    Есть еще заочные подготовительные курсы, которые рассчитаны в основном на иногородних. Вуз высылает по почте методические задания. Курсист должен регулярно выполнять контрольные работы и отправлять их на проверку. Чаще всего 2 раза в год учащегося вызывают на лекции. Льготы, предлагаемые вузом для обычных курсов, в основном сохраняются и для заочных.

    Главное, помните: в любом случае залог успеха - будь то курсы, занятия с репетитором или самостоятельная подготовка - целеустремленность и трудолюбие. И обязательно правильный выбор. Чтобы потом "не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы".

    Добавьте подростку уверенности в себе на примере великих, признанных не сразу

    • Альберт Эйнштейн в школе был двоечником и даже оставался на второй год. Однако стал выдающимся ученым и "придумал" теорию относительности.
    • Уинстон Черчилль - один из самых известных в мире политиков - был избран в парламент Великобритании после 14 поражений!
    • Людвигу ван Бетховену учитель не раз повторял, что у него ужасная техника игры на скрипке и так он никогда не прославится. Но Людвиг неплохо выкрутился - он сам стал сочинять музыку, которую играл, как хотел.
    • Чарли Чаплину говорили, что он никогда никого не рассмешит. А он взял и рассмешил весь мир.
    • Ричард Бах издал свой нашумевший впоследствии жизнеутверждающий бестселлер "Чайка по имени Джонатан" только с 17-й попытки - в 16 издательствах ему отказали, назвав произведение бездарным.

    Маричка СМЕРЕКА

    Журнал "Мир семьи", №12, 2004 год