Поступаем в вуз: как определиться
- Автор
- Дата публикации
Пеленки, сказки, обучение езде на велике и даже ежедневная проверка домашних заданий у драгоценного чада для вас позади. Сын или дочь уже не считает себя ребенком и заводит первые романы, а вы собираете деньги на выпускной бал. Одним словом - приближается окончание школы. А значит, вашему повзрослевшему ребенку уже пора задуматься над своей судьбой и сделать самый главный выбор в жизни.
И главное, что закономерно: этот первый серьезный шаг в своей жизни нужно сделать тогда, когда еще почти ничего о ней не знаешь… А родители обычно страстно желают, чтобы их чадо продолжало учиться, причем обязательно в высшем учебном заведении - ведь без него-то нормальной работы не найти. И желание это совершенно естественное, но… Как определиться? Как правильно выбрать профессию?
Похвально, если подросток твердо уверен в своем желании стать физиком или актером, либо с головой окунулся в изучение одноклеточных и именно в этом видит свое будущее. А если он ночи напролет просиживает в компьютерных клубах или дни проводит у телека, что тогда? А может, он всесторонне развит, однако ничто не занимает его настолько, чтобы сказать: "Вот это мое призвание!" В таких случаях родители или безапелляционно направляют его по своим стопам, или выбирают наиболее престижную, на их взгляд, специальность. И при этом особо не задумываются: а вдруг они ошиблись, и ребенок проведет 5 лет в институте, засыпая на лекциях или вообще прогуливая их, а потом пойдет работать разносчиком пиццы.
Не ошибаться
Для того чтобы избежать таких ошибок, родителям не следует давить на подростка авторитетом, навязывая свои вкусы. Мама и папа должны постараться понять своего ребенка, построить вместе с ним план определения его будущей профессии. Ведь часто старшеклассники тоже допускают ошибки: выбирают себе не профессию, а подходящее учебное заведение, например, по экзаменам, месторасположению, просто "за компанию" или по каким-то другим, абсолютно необоснованным, критериям. В результате - потеря интереса к выбранной специальности и куча потраченного впустую времени.
Основные ошибки при выборе профессии
- Поверхностная увлеченность (только внешней стороной профессии). Летчик-испытатель - конечно, очень романтично. Но если подойти к изучению этой специальности вплотную и узнать все ее особенности - "потянет" ли ваш сынуля?
- Настрой сразу на профессию высшей квалификации. Отлично быть банкиром, но, как говорила подружка героини Ирины Муравьевой в известном фильме: "Чтобы стать женой генерала, нужно выйти замуж за лейтенанта". А уж доработаться до банкира…
- Выбор профессии по любимому школьному предмету. В школе можно обожать алгебру и на досуге решать тригонометрические задачки, однако, поступив в математический вуз, читать под партой книги по психологии.
- Перенос на саму профессию плохого или хорошего отношения к человеку - представителю какой-нибудь профессии. Например, несмотря на любовь к животным и склонность к медицине, ребенок ни в какую не хочет идти учиться на ветеринара только потому, что до сих пор с ужасом вспоминает, как до смерти залечили соседскую собачку. Или собирается стать историком (не обладая выдающейся памятью и аналитическим складом ума) только потому, что обожает своего преподавателя истории.
- Предубежденное отношение к престижности или непрестижности профессии. Не стоит падать в обморок, если ваш ребенок мечтает строить дома, и увещевать его, что профессия юриста - куда престижнее. Попробуйте найти положительные стороны в выбранной подростком специальности: в конце концов, пункт первый - зарплата.
- Не учитывать свои физиологические особенности, которые при выборе профессии иногда являются решающими. Девушка может мечтать стать стюардессой. Но если ее вестибулярный аппарат не выдерживает даже 5 минут поездки на автомобиле по горному серпантину - лучше не рисковать.
- Занижение или завышение своих возможностей. Если актерское мастерство вашего чада пробирает до слез не только родную бабулю, но и всех педагогов Дома творчества, учителей и одноклассников, поддержите ребенка в рвении поступить в театральный. Не брюзжите, мол, куча молодых людей хотят быть актерами, но только 5% из них действительно востребованы.
- Нежелание попробовать свои силы в разных видах деятельности. Надо помочь ребенку определиться, записав его (с его согласия!) на подготовительные курсы параллельно в несколько вузов. И очень скоро станет понятно, что ему действительно по душе.
Иметь желание
Вернемся к построению плана выбора будущей профессии. Он подразумевает три сакраментальных слова: хочу, могу, надо. Итак...
Хочу - личные цели, профессиональные интересы и способности.
От интереса склонность отличается тем, что она требует действия. Ведь если есть интерес, например, к живописи, то подросток собирает сведения о художниках, их творчестве, бывает на выставках и коллекционирует репродукции. А вот чтобы самому писать картины, необходимы способности. Наилучший вариант - когда интерес и способности совпадают.
Могу - возможности. Причем как психологические, так и физиологические. И оценить их нужно реально. Есть такой термин как профессиональная пригодность. Он подразумевает успешность овладения профессией и удовлетворенность своим трудом. Однако необязательно успех придет сразу. Профпригодность формируется постепенно - это качество не врожденное.
Надо - пути и средства достижения цели. И, конечно же, потребности рынка труда.
…возможности
Даже если подросток сам или с вашей разумной помощью определился с выбором специальности, это только начало. Теперь главная задача - чтобы его ожидания совпали с реальностью.
Моменты, на которые нужно обязательно обратить внимание при выборе профессии - необходимо выяснить, не идут ли они вразрез с представлениями ребенка о специальности или с его характером:
- степень свободы действия;
- разнообразие (насколько возможно использовать свои способности);
- самостоятельность при выборе тактики и средств выполнения работы;
- задачи и результаты;
- обратная связь (возможность узнавать, как оценивают вашу работу специалисты и потребители);
- степень ответственности;
- коллективность.
…и склонности
Тест: "Как выбрать профессию"
Представьте себе, что у вас есть возможность выбирать только из двух профессий. Даже если ни одна вам не по душе, отметьте ту, к которой у вас меньше "претензий". В 20 вариантах выбирайте ответ "а" или "б" и заносите результат в соответствующую колонку таблицы.
1
а Ухаживать за животными
б Обслуживать машины, приборы
2
а Помогать больным
б Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
З
а Контролировать качество книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, компакт-дисков
б Наблюдать за ростом растений
4
а Обрабатывать материалы - ткань, дерево, металл, пластмассу
б Доводить товары до потребителя - рекламировать, продавать
5
а Обсуждать научно-популярные книги, статьи
б Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты)
6
а Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
б Тренировать ровесников (или младших) в выполнении каких-то действий (трудовых, учебных, спортивных)
7
а Копировать изображения или настраивать музыкальные инструменты
б Управлять грузовым, подъемным средством или пассажирским транспортом
8
а Сообщать, разъяснять людям необходимую им информацию (в справочном бюро, на экскурсии)
б Оформлять выставки, витрины или участвовать в подготовке концертов
9
а Ремонтировать одежду, ювелирные изделия, технику
б Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10
а Лечить животных
б Выполнять вычисления, расчеты
11
а Выводить новые сорта растений
б Конструировать, проектировать, разрабатывать новые виды промышленной продукции (машины, одежду, дома, продукты питания)
12
а Анализировать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять
б Разбирать чертежи, схемы, таблицы (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13
а Изучать работу кружков художественной самодеятельности
б Изучать жизнь микроорганизмов
14
а Обслуживать медицинское оборудование
б Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. д.
15
а Художественно описывать события (реальные и воображаемые)
б Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах
16
а Делать анализы в лаборатории
б Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17
а Красить или расписывать стены помещений, изделия
б Осуществлять монтаж машин, приборов
18
а Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, турпоходы, на экскурсии
б Играть на сцене, принимать участие в концертах
19
а Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду, здания)
б Чертить, копировать чертежи, карты
20
а Вести борьбу с болезнями и вредителями растений
б Набирать текст на компьютере
Теперь подсчитайте баллы в каждом столбце. Вам подходит та категория профессий, где вы набрали больше баллов.
1 - "Человек - природа" - профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.
2 - "Человек - техника" - технические профессии;
3 - "Человек - человек" - профессии, связанные с обслуживанием людей, общением;
4 - "Человек - знак" - профессии, связанные с расчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.
5 - "Человек - художественный образ" - творческие специальности.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
---|---|---|---|---|
1а | 1б | 2a | 2б | 3a |
36 | 4a | 4б | 5a | 5б |
6а | . | 66 | . | 7а |
. | 76 | 8а | . | 86 |
. | 9а | . | 96 | . |
10а | . | . | 106 | . |
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а | . | 16б | . | 17а |
. | .17б | 18а | . | 18б |
. | 19а | . | 19б | . |
20а | . | . | 20б | . |
Если вы набрали одинаковое количество баллов в двух столбцах, то выбирать специальность нужно на стыке категорий профессий. Например, у вас по 6 баллов в категориях "техника" и "художественный образ". Это совсем не ошибка, а шанс попробовать сочетание: возможно, наиболее успешно вы овладеете компьютерным дизайном. Если у вас одинаковое количество баллов по трем и больше категориям, то можно сказать, что вы либо еще не определились, либо у вас настолько широкие интересы, что вы не можете расставить акценты. Тогда вам следует обратиться к специалисту.
Советы родителям
- Не нагружайте ребенка своими взрослыми предубеждениями: мол, сейчас без денег нечего соваться в хорошие вузы, единственный выход - искать "нужные знакомства" и т. д. Этим вы только запрограммируете свое чадо на неудачу, превратите в апатичного пессимиста.
- Не исходите из личных амбиций - в первую очередь, учитывайте личность ребенка: не заставляйте его реализовывать то, чего вы сами в жизни не достигли. Позвольте подростку выбрать свой путь.
- Согласно статистике, уровень тревожности родителей в период поступления их ребенка в вуз достигает небывалых высот и нередко граничит с паникой. Не выплескивайте это наружу. Ведь ваша тревожность сказывается на ребенке - пагубно влияет на экзаменационные оценки и эмоциональное состояние подростка.
- Самое время поддержать ребенка, помочь (а не навязать) четко увидеть цель и, вместе разработав план, твердо идти к ней.
Готовь сани летом
О подготовительных курсах следует сказать отдельно, так как именно они помогут избежать ошибок при выборе специальности и увеличат шансы потенциального абитуриента на успех.
Во-первых, как уже говорилось, можно одновременно заниматься на разных курсах по нескольким специальностям. Будьте уверены, за месяц-два чадо уж точно определит, что ему на самом деле нужно. Ведь учиться в нескольких местах тяжело, а если еще и неинтересно… При этом цена за курсы ниже, чем оплата репетитора.
Во-вторых, ваш ребенок сможет реально оценить, насколько будут высокие требования на вступительных экзаменах, а не ошибочно приравнивать их к школьным выпускным (что часто является причиной провала). На таких курсах раз в месяц проводят тестирование или контрольную, а по окончании - репетицию вступительных экзаменов.
В-третьих, курсисты знакомятся с атмосферой вуза, в конце концов, с преподавателями. Согласно статистике, в некоторых учебных заведениях свыше 50% поступивших - выпускники подготовительных курсов.
Льготы при поступлении
Конечно, не на всяких курсах они есть, однако узнать это не составит труда. Нам удалось отследить следующие льготы:
- приравнивание выпускных экзаменов после окончания курсов к вступительным в вуз;
- даже в случае провала на "подготовительных" экзаменах у ребенка есть еще один шанс - поступать на общих основаниях;
- если абитуриент не набрал нужные баллы сразу, то из вступительных экзаменов ему достаточно сдать всего один, а не пересдавать все;
- в некоторых вузах в случае равного количества баллов преимущества - у выпускника подготовительных курсов (имеется в виду полупроходной балл).
Виды курсов
Подготовительные курсы бывают годичные (в течение учебного года), полугодичные и месячные.
Вариант I - не спеша освоить все необходимое, "примелькаться". Реальная возможность поступить.
Вариант II - выучить все, что нужно. Но это гораздо тяжелее, поэтому стоит правильно рассчитать свои силы.
Вариант III - "бег на короткую дистанцию". Вы повторите и упорядочите имеющиеся знания, а вот начинать с азов уже поздновато.
Есть еще заочные подготовительные курсы, которые рассчитаны в основном на иногородних. Вуз высылает по почте методические задания. Курсист должен регулярно выполнять контрольные работы и отправлять их на проверку. Чаще всего 2 раза в год учащегося вызывают на лекции. Льготы, предлагаемые вузом для обычных курсов, в основном сохраняются и для заочных.
Главное, помните: в любом случае залог успеха - будь то курсы, занятия с репетитором или самостоятельная подготовка - целеустремленность и трудолюбие. И обязательно правильный выбор. Чтобы потом "не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы".
Добавьте подростку уверенности в себе на примере великих, признанных не сразу
- Альберт Эйнштейн в школе был двоечником и даже оставался на второй год. Однако стал выдающимся ученым и "придумал" теорию относительности.
- Уинстон Черчилль - один из самых известных в мире политиков - был избран в парламент Великобритании после 14 поражений!
- Людвигу ван Бетховену учитель не раз повторял, что у него ужасная техника игры на скрипке и так он никогда не прославится. Но Людвиг неплохо выкрутился - он сам стал сочинять музыку, которую играл, как хотел.
- Чарли Чаплину говорили, что он никогда никого не рассмешит. А он взял и рассмешил весь мир.
- Ричард Бах издал свой нашумевший впоследствии жизнеутверждающий бестселлер "Чайка по имени Джонатан" только с 17-й попытки - в 16 издательствах ему отказали, назвав произведение бездарным.
Маричка СМЕРЕКА