Травля в школе: как выйти из роли «жертвы»
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Почему именно мой ребенок стал изгоем в классе? Как узнать, что у ребенка проблемы, если он никогда не рассказывает об этом? Что делать дальше? Сегодня мы попробуем найти ответы на эти болезненные вопросы.
Почему он?
В 45% случаев такие дети живут в семьях, где травмирующие стрессовые ситуации, домашнее насилие и воспитание в стиле «диктат» стали нормой. Поведение жертвы для них типично, привычно и стереотипно.
Эмоциональные особенности таких детей:
- тревожность, пугливость;
- молчаливость, застенчивость;
- сдержанность, замкнутость;
- неуверенность;
- заниженная самооценка;
- физическая слабость, болезненность.
Еще один повод для травли - признак, выделяющий ребенка из общей массы сверстников.
Национальность, принадлежность к религии, цвет кожи или волос, социальный статус, видимые дефекты, отличный от других рост или интеллектуальные способности – эти и другие особенности также могут стать поводом для травли в школе.
Как его могут обижать?
Негативное воздействие на ребенка может быть:
- физиологическим (избиение, драки);
- психологическим (оскорбления, обидные клички, грубые прозвища, клевета, угрозы, игнорирование).
Часто ребенок скрывает, что у него проблемы во взаимоотношениях с окружающими, а также не всегда жертва страдает только от издевательств ровесников.
Так, по данным Национального фонда защиты детей от жестокого обращения в 2013 году от насилия в школе пострадало около 25% учеников. 27,2% случаев – прессинг исходил со стороны учителей, в 72,8% случаев – со стороны других учеников.
Если он ничего не говорит?
Как понять, что у ребенка возникли проблемы, если он сам ничего не рассказывает? Обратите внимание на подсказки его тела и настроения.
У ребенка, подвергающегося насилию, могут возникнуть следующие особенности поведения:
- проблемы с аппетитом;
- нарушение сна;
- подавленное настроение;
- нежелание идти в школу;
- беспокойство, тревожность;
- агрессивность;
- излишняя уступчивость и осторожность;
- участившиеся случаи простуд и заболеваний желудочно-кишечного тракта;
- снижение успеваемости.
Конечно, некоторые признаки тем или иным образом могут проявляться и в абсолютно обычных ситуациях, но если у ребенка замечены сразу 4 и больше – стоит вызвать его на откровенный разговор.
Как реагировать на информацию о насилии?
Если ребенок пришел к вам с жалобами на физическую или психологическую травлю важно правильно реагировать.
Отнеситесь к проблемам ребенка серьезно, не отмахивайтесь «все пройдет» или «разбирайтесь сами».
Попытайтесь оставаться спокойными. Чем больше родители покажут свой страх и неуверенность, тем сильнее ощутит безысходность и трагизм ситуации ребенок.
Успокойте и поддержите ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват».
Выясните, насколько велика угроза для жизни ребенка. Попросите его рассказать все, что происходило без прикрас и утаивания.
Отвечайте на возникшие вопросы.
Придумайте вместе выход из положения так, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности и верил, что эта тактика поможет.
Что делать?
Как сделать так, чтобы школа стала для ребенка местом, где ему комфортно находиться? Набраться терпения и начинать действовать.
Найти «зоны успешности». Жертве травли важно поддерживать свою самооценку, поэтому стоит найти те сферы жизни ребенка, в которых он чувствует себя уверенно. Спортивная секция, художественный кружок, шахматный клуб – главное чтобы там к ребенку относились позитивно, он справлялся с задачами и его хвалили. А если использовать свои таланты на благо класса и школы, отношение одноклассников постепенно изменится.
Привлечь на свою сторону. Никогда не бывает так, что в травле участвует весь коллектив, это примерно 35% класса. Те, кто не принимает участие и не поддерживает – всегда есть. И эти дети вполне могут перейти на сторону ребенка, главное суметь предложить им это, например, пригласить в гости тех, кому он симпатизирует. Создав «дружественную зону» ребенок будет чувствовать себя увереннее, зная, что при случае кто-то сможет ему помочь.
Понять, что он не виноват. Часто ребенок оправдывает негативное отношение к себе, но ведь далеко не всегда он виноват в том, что происходит. Найдите, поймите и обсудите мотивы поведения агрессора: он так самоутверждается, защищается от внешней агрессии других или пытается компенсировать боль за испытанное им самим насилие.
Не терпеть. Участь жертвы – неправильный выбор. Стоит не показывать обидчикам свою слабость, важно восставать против насилия хотя бы вербально. Если ты можешь дать отпор – это вызывает уважение.
А у вашего ребенка были подобные проблемы?