Что должны знать родители, чтобы уберечь подростка от наркотиков: советы психолога

Автор

Наркомания среди подростков — один из самых больших родительских страхов, наравне с насилием, подростковым суицидом и ранним сексом.

Мы уже писали, как без пафоса и нравоучений говорить с подростком о сексе. Наркотики — такая же щепетильная тема. Мало кто из родителей представляет себе, как взвешенно и аргументировано говорить о них с подрастающим ребенком.

Наркотики для подростков сейчас доступнее, чем когда-либо. Чтобы попробовать их, не нужно даже попадать в дурную компанию. Наркотические соли свободно продают в интернете, их рекламой разрисованы стены и дорожки вокруг любой школы.

В этой ситуации невозможно проконтролировать ребенка. Единственный способ уберечь детей от наркотиков — вовремя поговорить, и научить его самого защищаться от «плохих» предложений.

Как это сделать, UaUA.info рассказала психолог, психотерапевт, преподаватель биологии и основ здоровья в школе «Свитограй» Настя Осадчая

Родители в отношениях с ребенком часто идеализируют себя. Все ошибки, от которых они хотят уберечь подростка — это как бы не про них. Они ни за что не признаются, что в юности сами их совершали. Хотя, я уверена, что большинство сегодняшних родителей хоть раз в жизни, как минимум, покурили марихуану.

Я однажды детям даже закинула такую провокацию. Говорю: «Если взрослый говорит, что никогда ничего не пробовал, скорее всего, он просто не хочет в этом признаваться». Дети пошли спрашивать своих родителей, пробовали ли они что-нибудь из наркотиков. И все родители сказали: «Нет».

Мне кажется, что в этом их стратегическая ошибка. Скрывая собственный опыт, родитель хочет показать, насколько это плохо и неприемлемо, «оттащить» ребенка от такого шага.

На самом деле так он дистанцируется от ребенка. Если у ребенка в жизни однажды появится наркотик, он не признается родителю. Это же немыслимо: рассказать маме, которая полусвятая, никогда такого не пробовала.

Хотя он мог бы прийти, обсудить, спросить ваше мнение.

Поэтому, если у вас такой опыт был, правильно было бы честно сказать: «Да, было дело. Попробовал в подростковом возрасте, на том все и закончилось»

Так вы сближаетесь с подростком, устанавливаете доверие. По крайней мере, получаете шанс, что он не постесняется прийти и рассказать вам о собственном опыте.

Основная форма профилактики на сегодняшний день – рассказывать детям, что наркотики – это плохо.

Но исследования показали, что 30% тех, кто прослушал такую лекцию, позже идут и пробуют наркотик.

Подростки — экспериментаторы. Их направляет любопытство. Наш мозг так устроен: то, о чем мы говорим, привлекает наше внимание.

Вот, например, был флешмоб #14днейбезсладкого. Очень трудно удержаться, если мысли работают в сторону: «Как же мне плохо без сладостей. Как пройти мимо кондитерской и не заглянуть туда». И намного легче, если мысли направлены на «Что бы мне съесть полезного». Это два принципиально разных подхода.

Поэтому для многих детей будет эффективно не расписывать, как действуют наркотики и чем они опасны, а научить их отвергать предложение попробовать, без лишних объяснений.

Мне встречался метод профилактики наркомании у детей, спорный, но очень интригующий.

Все начиналось с предположения, что, будь наркотики чем-то однозначно плохим, наркоманов бы не было вообще. Есть у наркотиков есть эффект и положительный, и отрицательный. Но все эти плюсы и минусы излагались так, что минусы явно перевешивали.

Для ребенка с аналитическим складом ума, которому важно самому все взвесить и докопаться до выводов, это очень ценная форма подачи фактов.

Но я точно не стала бы в такой форме давать информацию в группе, где дети разные. И обязательно будут такие, кто не склонен к анализу, а действует импульсно.

Универсальная профилактика для любого типа характера — это навык отказывать. Это умение пригодится ребенку во многих ситуациях взрослой жизни.

Дети отказывать не умеют. По опыту работы с подростками я вижу, что с умением отстоять свои границы, свое «не хочу» у нас просто катастрофа.

Когда рисуешь перед подростком ситуацию, и спрашиваешь, как он отреагирует, у них появляются всякие дурацкие идеи: «ударю по коленной чашечке», или «бейсбольной битой по голове», «обматерю» и т.д.

Я говорю: «А если это твой друг предлагает: «У меня есть план, давай покурим?» Т.е. он вроде не со злым умыслом, но ты знаешь, что нужно отказаться?

Та же проблема касается сексуальных контактов: у девочки есть мальчик, и она не может отказать ему, потому что боится потерять отношения.

Подростки очень редко умеют отстоять свои границы, не нарушая чужих. Либо возникают какие-то экстремальные идеи, либо они склонны согласиться, вопреки собственным интересам.

Мы три урока бились с детьми, чтобы сформировать хоть какой-то продуктивный вариант отказа. Не оправдания, не агрессию в сторону предложившего, а просто такую стойкую уверенную позицию «Спасибо, я не хочу».

Более-менее легко подросткам даются шутки, юмор. Кто-то из детей придумал такую форму: «Я пробовал, у меня случился анафилактический шок и меня потом откачивали в реанимации. А тот, кто предложил, сейчас сидит в тюрьме».

Я понимаю, этот вариант звучит абсурдно. Но, если представить, что это разговор между 13-летним и 15-летним, то вполне может сработать.

Есть и более мягкие формы, когда просто говорится «Я не хочу, все, я не буду». Здесь важно научиться не встревать в полемику, когда берут на слабо. Мы в игровой форме учимся, как на это реагировать.

Ребенок сам должен выработать свои варианты отказа. Предлагаете ему придумать, как бы он отказал в этой ситуации, и потом уже его предложение приводите в более конструктивную форму.

Идеи у детей будут разными, в зависимости от характера. И собственный вариант всегда будет эффективнее, чем тот, который предложен со стороны.

Важно учить отказывать именно в игровой форме. Когда в группе или в классе дети получают роли: один предлагает, другой отказывается. Им это умение пригодится в любой ситуации: с сигаретами, с алкоголем, с чем угодно.

Если родители волнуются, как уберечь ребенка от наркотиков, а школа каких-то внятных навыков на эту тему не дает, конечно, нужно проводить эти беседы самостоятельно.

Сейчас достаточно программ, направленных на профилактику. Самые надежные — те, которые организованы ЮНИСЕФ. По ним уже около 20 лет работают психологи в «Клініках, дружніх до молоді».

К психологу клиники можно сходить вместе с ребенком. А можно подкинуть ему информацию, и он сходит туда сам, поговорить, посоветоваться. Там все полностью анонимно и конфиденциально.

Он может назваться любым именем, документов у него не потребуют и проверять никто ничего не будет.

Есть еще организация «Люди, що живуть з ВІЛ», они тоже занимаются профилактикой. Печатают брошюры с готовыми шаблонами отказа, которые подросток может под себя подстроить, обучающие мероприятия проводят. Подробнее на сайте у них можно посмотреть.

Собственно, любой подростковый психолог хорошо знаком с этой темой. Поэтому вполне нормально родителю обратиться к такому специалисту. Не ребенка привести на консультацию, а самому идти и советоваться, как поговорить с ребенком о наркотиках и наркомании.

Наталья Ковтун

©

uaua.info