Компьютерная зависимость у детей: как ее преодолеть
- Автор
- Дата публикации
- Автор
В последнее время обеспокоеность родителей по поводу пристрастия детей к компьютерным играм или социальным сетям выросла в геометрической прогрессии. Психолог Анастасия Пономаренко расскажет, как преодолеть компьютерную зависимость у детей.
Действительно, если раньше школьники использовали интернет для учебы (смотрели важную информацию, скачивали рефераты и.т.д), то сейчас смысл деятельности в Сети стал другим. Не информация, а коммуникация. Всевозможные сообщества, группы, чаты — сейчас в интернете люди в основном не ищут информацию, а общаются.
Школьник начинает настолько зависеть от виртуального общения — от одобрения всевозможных виртуальных друзей, всех этих «лайков», статусов, что у него нарушается способность к коммуникации в реальной жизни.
Надо сказать, что ученые не так давно стали изучать причины компьютерной зависимости у детей. Появились работы, в которых исследуется как тип личности школьников, склонных к компьютерной зависимости, так и те стили семейного воспитания, которые способствуют ее появлению.
Тип личности школьников, склонных к компьютерной зависимости
Школьники, склонные к интернет-зависимости, раздражительны, предрасположены к вспышкам гнева, склонны к ипохондричности, у них частые перепады настроения. У таких детей снижена способность к волевой регуляции поведения, что делает практически невозможным сопротивление к гипер-стимулирующей интернет-среде.
Они жаждут к себе внимания, мечтают о восхищении окружающих (на это, кстати, и рассчитаны всевозможные компьютерные игры - разные бонусы за прохождение определенных уровней, знаки отличия и.т.д)
Зависимые школьники неспособны справляться с трудными ситуациями, брать на себя ответственность за происходящие события. В реальной жизни им очень тяжело контролировать ситуацию, они плывут по течению.
Зато в виртульном пространстве такие ребята вполне могут контролировать события. Захотел — ушел со страницы. Захотел — удалил из друзей. Захотел — сказал гадость и при этом есть чувство уверенности в полной безнаказанности.
Стиль воспитания в семье
Стиль воспитания в семьях, где подростки имеют компьютерную зависимость, тоже имеет свои особенности.
- В семьях интернет-зависимых присутствует иллюзия практически полного отсутствия запретов. Однако, количество разовых наказаний за мелкие провинности внушительно, при том, что отсутствует четкая шкала «что хорошо, а что плохо».
- В семьях, где подростки интернет-зависимы, существует явная конкуренция между братьями-сестрами за внимание родителей. Обделенный вниманием ребенок будет искать объект привязанности в интернет-пространстве.
- В таких семьях с пренебрежением относятся не только к собственному частному пространству, но и к пространству зависимого школьника. Например, родители могут войти в его комнату, не постучавшись; могут рыться в его личных вещах; читать сокровенные письма и дневники.
- В семьях, где дети страдают от компьютерной зависимости, наблюдаются инфантильные отношения с матерью — ребенку нужно больше материнского внимания, чем та способна ему дать.
- В семьях интернет-зависимых школьников их нещадно критикуют, не замечают достижений, указывают на промахи. Тогда как в интернет-пространстве существует такая вещь, как статус, уровень, всевозможные «лайки», оценки, имитирующие значимость достижений.
Обращаясь к психологу в случае компьютерной зависимости, многие родители почему-то надеются на волшебную таблетку, которую дадут ребенку. И родителям не придется напрягаться. Однако, это невозможно — волшебной таблетки, понятное дело, не существует, и, если не поменять стиль отношений в семье, то ничего не получится.
И от семейной атмосферы иногда зависит больше, чем от индивидуальных консультаций с психологом.
Как действовать
Во-первых, необходимо осознать сам факт зависимости. Не прятать голову в песок, не говорить, что «сейчас все дети такие», в трезво посмотреть на вещи. Если ребенок находится за компьютером более 5 часов в день, его эмоциональный фон зависит от количества «лайков» или от ответа виртуальных друзей, то родители должны бить тревогу.
Во-вторых, необходимо выявить те положительные подкрепления, которые дает пребывание в интернет-пространстве. Например, ребенок в жизни может быть хилым и болезненным, а в компьютерных играх доходить до самого высокого уровня. Это дает ощущение значимости, удачливости. Такому ребенку в жизни может не хватать одобрения со стороны значимых взрослых.
В-третьих, замените виртуальное времяпрепровождение реальным. Для этого придётся включиться взрослым — ходить вместе с ребенком на выставки, футбольные матчи, помочь записаться в секцию, предложить ребенку позвать домой одноклассников.
В-четвертых, повышайте ребенку самооценку — хвалите, подбадривайте, помогайте. Необходимо, чтобы подросток получал положительные эмоции не от неизвестных виртуальных друзей, а от близких.
И последнее, что хотелось бы добавить. Очень часто родители сами подталкивают детей к компьютерной зависимости — когда вместо живого общения предлагают трехлетней крошке планшет с играми или мультиками. И если малыш вдруг закапризничал — дают в руки телефон, что б занимался сам, пока родители в это время смотрят телевизор. Это очень удобная позиция.
Но с детства приучая малыша, что компьютер - верный друг и помощник, не удивляйтесь потом, что первое, куда будет обращаться подросток в случае возникновения проблем — не родители, а виртуальное пространство.
Автор: Анастасия Пономаренко, психолог Благотворительного фонда «Путь домой»