Какой спорт научит ребенка постоять за себя, и еще четыре вопроса тренеру

Автор

Школьный буллинг, уличные драки — нельзя предугадать, когда ребенку пригодится умение постоять за себя. Но лучше, чтобы в критический момент это умение у него уже было.

Многие родители уже в начальной школе ищут для ребенка секцию боевых искусств: укрепить здоровье, поставить удар, добавить уверенности в себе. Но секция секции рознь.

UAUA.INFO обсудили с тренером по тайскому боксу Людмилой Мезенцевой, что нужно знать родителям, чтобы выбрать для школьника подходящее спортивное направление и хорошего тренера, и как мотивировать ребенка к занятиям в секции.

Людмила Мезенцева

главный тренер клуба ММА Fight Ambition Team

Казалось бы, ответ напрашивается сам собой: в секции боевых искусств. Но здесь есть ряд нюансов.

Часто родители хотят совместить несовместимое: привить навыки самообороны ребенку, но так, чтобы на тренировках ему не наставили синяков, или "не дай Бог, не попали в голову". И выбирают бесконтактные направления: айкидо, шотокан и др.

На тренировке по бесконтактному стилю удары полную силу не наносят. В лучшем случае их обозначают легким касанием.

То есть, технику ребенок вроде бы и отрабатывает, но вкладываться в удар и принимать его не учится. В результате, он просто не знает, какие ощущения и переживания сопровождают удар, как с ними справляться, как их избегать.

Помню, когда мне во время спарринга впервые сильно попали перчаткой в нос. Внезапная острая и неизвестная ранее боль. Стоишь, хватаешь ртом воздух, из глаз сами собой текут слезы – не от обиды, это чисто физиологическая реакция на удар по незакаленному в боях носу.

Неожиданные и острые ощущения просто парализуют, ты не можешь соображать и двигаться, а делать что-то надо, потому что бой-то продолжается.

Другой результат дают контактные стили боя: классический (английский) бокс, кикбоксинг, тайский бокс, саньда, контактное карате (киокушин, кудо) и т.д.

Параллельно с изучением техники ударов, ученики привыкают к легкому контакту. Они нарабатывают двигательные навыки, учатся вкладываться в удар и контролировать его силу. Привыкают правильно принимать удар, гасить его силу, уходить от него.

Боль их уже не шокирует и не выводит из равновесия. Иногда она даже подхлестывает к активной работе.

Успокою мам, которые боятся, что их малышам "отобьют голову" на тренировках по контактным стилям.

В секции, где правила допускают удары руками в голову, детей берут только с 10-12 лет.

На тренировках все наработки проходят в защитной экипировке, даже если речь идет о совсем маленьких, которые толком и не понимают еще, как вложить в удар вес своего тельца.

Зато ребенок, который занимается боевыми искусствами, в конфликтах чувствует себя увереннее своих сверстников. Его не парализует страх боли от возможного удара, он готов ударить в ответ и знает, что может дать отпор.

А еще важно, что грамотный тренер учит детей ответственно относиться к полученным знаниям.

Тренер в зале постоянно напоминает об этом ученикам. Но за пределами зала поведение ребенка контролируют родители, и обязательно поддерживают обратную связь с тренером. Не перекладывайте всю ответственность на тренера.

Бывает, ребенку вначале все нравилось, а потом интерес пропал. Не тащите его на тренировки силой, пользы это не принесет. Лучше выясните, что именно его не устраивает. Иногда ответ бывает совершенно непредсказуемым.

Моя шестилетняя дочь как-то стала отказываться ходить на тренировки, хотя до этого бежала туда с удовольствием.

После аккуратных расспросов выяснилось: ей не нравится, что на тренировках все ужасно потные, и она тоже. Дело было летом, а у ребенка активно развернулся период брезгливости.

Часто детей пугает боль, которую приходится терпеть во время растяжки. Тут уж дело тренера — не переусердствовать с растяжкой и найти для детей стимул немного потерпеть.

Иногда ребенок теряет интерес, если постоянно проигрывает в спаррингах. Опять же, дело тренера — дать ему возможность реабилитироваться. Поставить с более слабым или легким по весу партнером, подсказать, как воспользоваться своими преимуществами, дать задание, где ребенок сможет использовать то, что у него лучше всего получается.

Не всем детям нужны боевые искусства. Есть такие, которые вообще не понимают, зачем им учиться драться. Боевые искусства в их случае — просто прихоть родителей.

Всем будет легче, если не мучить ребенка, а отправить его на акробатику, гимнастику, или в другие секции, которые дадут ему хорошее физическое развитие и уверенность в себе.

Выбирая секцию для ребенка, надо учитывать, что есть олимпийские виды и неолимпийские спорта. Подход к тренировкам в этих секциях может сильно отличаться.

Из боевых искусств к олимпийским относятся тхэквондо (версия WTF), борьба (греко-римская и вольная), дзюдо, бокс. Как и в любом другом олимпийском виде спорта, здесь присутствует жесткая селекция и конкуренция.

Подобная ситуация возможна и в "неолимпийской" секции, но там это скорее исключение.

Тем не менее, многие родители сознательно ведут ребенка в "олимпийский" спорт. И не только из-за планов на его спортивную карьеру.

В олимпийских видах спорта программы тренировочного процесса разработаны на основе принятых ранее стандартов и утверждены на государственном уровне. Кроме этого, ученики регулярно проходят медосмотры в спортивном диспансере у узкоспециализированных специалистов.

Если ребенок подает надежды, если тренер работает добросовестно, а не, вопреки инструкциям, "выжимает" результаты, то олимпийские направления — хороший и надежный вариант.

Небольшой сколиоз, плоскостопие — не причина отказываться от занятий. Подобные отклонения в той или иной степени диагностируют практически у каждого ребенка.

В любой секции выполняются упражнения, укрепляющие и стопы, и мышечный корсет. Но если есть серьезное заболевание, лучше посоветоваться с врачом.

Не расстраивайтесь, если врач порекомендует ограничиться только плаванием. По моим наблюдениям, спортсмены, которые из плавания приходят в другие виды спорта, имеют огромный бонус в виде хорошо развитого тела.

А когда ребенок подрастет и окрепнет, он сам выберет себе спортивное направление.

Что касается проблем со зрением — все зависит от того, как протекает заболевание. Если зрение низкое, но заболевание не прогрессирует, можно спокойно заниматься и наблюдаться у врача.

Если зрение падает, то даже при небольшой близорукости от секции единоборств лучше отказаться, особенно в подростковом возрасте.

Но в любом случае обо всех отклонениях по здоровью надо предупреждать тренера, даже если он о них не спрашивает.

Чаще всего выбор сводится к секции, которая ближе к дому/школе. Даже к лучшему в мире тренеру никто не будет возить ребенка через весь город, если это не по пути из школы домой.

Если выбор все-таки есть, родители стараются найти опытного специалиста с собственными спортивными достижениями и с профильным образованием: педагогическим или спортивным. Но каждый из этих пунктов имеет свое "но".

Дипломы не всегда соответствуют знаниям. А отсутствие дипломов не говорит об их недостатке. Интересующийся тренер постоянно совершенствуется, ищет информацию, пробует ее на практике.

Спортивные достижения говорят о том, что человек умеет хорошо тренироваться и имеет опыт в соревнованиях. Но не гарантируют, что он умеет поделиться этим опытом и научить чему-то других.

На что же тогда ориентироваться? На то, как проходит тренировка.

Смотрите на отношение тренера к ученикам, умеет ли он держать дисциплину в зале, сохраняя при этом уважение к детям. Умеет ли мотивировать, заинтересовывать их.

В дошкольном и младшем школьном возрасте, на мой взгляд, в первую очередь важен именно педагогический аспект.

Ребенок еще не совсем понимает, зачем ему надо физически развиваться и обучаться навыкам ведения боя, поэтому важно увлечь его процессом.

Дети постарше уже могут сами ставить себе конкретные цели в тренировках и достигать их.

Поэтому пробуйте, определяйтесь с выбором и задавайте все волнующие вопросы тренеру.

Читайте тажке: Детская медитация: как научить ребенка справляться с эмоциями и управлять своим вниманием

Автор: Наталья Ковтун