Бери и делай: как простой учитель находит деньги, чтобы сделать свою школу круче
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Что делать учителю, который знает, как сделать школу лучше, а уроки — интереснее, но все его идеи требуют денег? Неужели смириться, и оставить все как есть?
Учитель информатики одной из киевских школ Олег Горбач выбрал другой вариант. Он сам находит возможности,источники финансирования, и воплощает свои идеи. К радости учеников и ко всеобщей пользе.
Помимо основных уроков, Олег учит детей программировать, разбираться в электронике и робототехнике. И планирует создать опорную IT-школу, где учиться робототехнике смогут дети всего микрорайона.
Деньги на оборудование для своих проектов он собирает на краудфандинговых платформах.
UaUa.info обсудили с Олегом, как ему удается организовать сбор, и какие пути есть для тех, кто хочет сделать школу лучше, но пока не знает, как.
Олег Горбач
преподаватель информатики,
специализированная школа №3 с углубленным изучением IT,
г. Киев
Когда я четыре года назад пришел в эту школу преподавать информатику, меня привлекло «углубленное изучение IT» — значит, будет, где развернуться.
Но по факту оказалось, что из «айтишного» здесь только больше часов информатики в программе. Я стал искать, что можно реализовать, чтобы школа стала действительно профильной.
Вот, в Киеве, например, сейчас открывается много коммерческих клубов робототехники. Это классно, но платные занятия доступны не всем. Так почему не открывать такие клубы в школах на государственной основе?
Я понимаю: мало специалистов, которые заинтересованы делать это в школе. Но хотя бы в таких школах, как наша, где IT — профильное направление, обязательно должно быть что-то подобное.
Читайте также: Такой маленький, а уже айтишник: где вашего школьника научат программировать
Я начал вести кружки электроники и программирования. Оборудования не было, и приходилось таскать все необходимое из Клуба юного техника — я там такие же занятия вел. Но так долго не поработаешь. Нужна своя база, а на базу нужны деньги.
И мы нашли деньги. Собрали через краудфандинговую платформу GoFundEd, которая помогает реализовывать образовательные проекты. Теперь у нас дети собирают и программируют роботов на собственном оборудовании.
Два года назад мы с коллегой прошли курсы по программе Сергея Ищерякова. Это программа дуального образования, она совмещает классическое обучение в ВУЗе и работу в ИТ-компании.
Теперь выпускники наших профильных IT-классов могут сдать экзамен на сертификат Oracle, и выйти из школы профессиональными Java-программистами.
Студенты работают, и параллельно учатся в университете. И математические дисциплины уже не бесцельно зубрят, а осознанно изучают, потому что видят, как и где им это нужно в работе.
Получить сертификат Oracle сразу после школы — это же отличный старт!
И вот тут интересная ситуация. Мы бесплатно даем актуальные и востребованные знания, не хуже чем в коммерческих учебных заведениях, но большинству детей это не интересно.
Да и родители часто делают упор на ЗНО, и упускают из виду, что ребенок может к выпуску получить перспективную профессию.
Дело в том, что мы хоть и с IT-уклоном, но обычная общеобразовательная школа. Сюда идут очень разные дети. Вот мы и хотим разбудить у них интерес к IT с помощью кружков, хакатонов, мастер-классов.
Со второго класса наши дети уже пишут программки на Scratch. Этот язык похож на игрушку, но дает все основы для полноценного программирования: ветвления, циклы, переменные, функции.
Попутно осваиваем с ними основы электроники. И дети сразу видят результат: составили программу, и лампочка мигает, двигатель крутится, робот едет. Конечно, им это интересно!
В пятом классе переходим к языку Java. А к 10-11 классу, когда приходит время серьезной подготовки, и нужно читать документацию, решать тесты, — дети уже прекрасно осознают, зачем им это программирование, ради чего они трудятся и что получат в итоге.
Я думал о краудфандинге и раньше, но платформы попадались только зарубежные. Мне трудно было бы заявить там о себе. А тут брат прислал ссылку на украинскую платформу GoFundEd, и я решил пробовать.
GoFundEd занимается образовательными проектами. Эти ребята организовывают семинары для учителей и показывают, что можно изменить в образовании, кроме таких очевидных вещей, как повышение зарплаты или покупка компьютеров.
Для учителей это классная возможность узнать что-то новое и ценное, разработать свой проект и собрать краудфандингом деньги на его реализацию.
Отбор на GoFundEd, правда, очень жесткий. Могут несколько раз возвращать проект, редактировать текст, фото, видео. Мне раза три пришлось все переделывать.
Затем проект выставляют на сайте, и за него голосуют своими деньгами обычные люди. Кто дает 10 грн, кто 100, очень редко – 500 грн.
Фишка этих наборов в том, что их не нужно паять. Они просто собираются, как конструктор. То есть, из одного набора можно делать совершенно разные вещи.
Мы с детьми придумываем проект, собираем на макетной плате электрическую схему с контроллером, подключаем через USB к компьютеру и программируем. Человек десять могут автономно работать каждый со своим набором, учиться программировать, осваивать азы робототехники.
Нюанс в том, что краудфандинг позволяет собирать лишь небольшие суммы: 10-30 тысяч. Для системных преобразований этого мало.
О том, что есть такая штука, как «Громадський проект», мы узнали от наших районных депутатов. Нам в школу принесли листовку, и говорят: вот, вы собирали деньги на GoFundEd, а есть еще и такая возможность.
Суть в следующем: можно подавать проекты улучшений для города или района, киевляне голосуют за них онлайн, и проекты-победители финансируются из городского бюджета.
Мы решили прокачать нашу школу в плане оборудования, и сделать на ее базе опорную IT- школу, чтобы можно было проводить образовательные IT- мероприятия для детей: хакатоны, конкурсы, и тд.
Зарегистрировались на сайте, описали свою идею, в деталях прописали ее актуальность, обоснование суммы, характеристики всех товаров. Это обязательно, потому что покупается оборудование через тендер, и нужно понимать, что именно покупать.
В бюджет проекта заложили оборудование для двух компьютерных классов, мощные компьютеры, чтобы делать 3D-модели и графику на хорошем уровне, 3D-принтеры, обучающие наборы для робототехники Makeblock.
Makeblock — это готовые платформы: например, робот с колесами, которые можно программировать в среде похожей на Scratch.
Мы решили приобрести такие, чтобы дети не только на кружке могли изучать алгоритмы робототехники, но и на уроках.
3D-принтеры — это, вообще, мини-фабрика. Можно самим создавать что угодно: от чехлов для телефонов до деталей роботов.
На «Громадськом проекте» весь процесс понятен и прозрачен.
Проекты можно было подать до июля. Потом их рассматривали и утверждали. Наш нам еще и возвращали, мы что-то дописывали, дорабатывали смету. Потом была экспертная оценка.
На какой стадии находится ваш проект, и есть ли к нему вопросы — видно в личном кабинете на сайте. В Фейсбуке есть еще и группа для участников, там модераторы помогают авторам, отвечают на вопросы, делятся прогнозами и аналитикой.
На общественные проекты город выделяет 100 млн. гривен: 80 млн. на большие проекты и 20 — на малые. Исходя из этого, в число победителей входят около 40 проектов, которые соберут больше всего голосов.
В этом году мы идем на «Громадський проект» уже второй раз. Год назад мы хотели купить компьютерный класс и сервер, но не дотянули до проходного балла, хотя платформа тогда только стартовала, и конкурентов было немного.
Кстати, сервер мы все-таки получили. Один из родителей организовал списанное устройство со своей работы — большой сервер, в прекрасном состоянии.
Но факт есть факт: отличный проект не собрал голосов. Я проанализировал, и понял, что порога голосования мы не достигли, потому что не смогли заинтересовать людей. В этот раз мы учли свои ошибки.
Постарались мобилизовать педсостав
В этом году я еще в августе на педсовете рассказал, что мы снова участвуем в голосовании, и нужно набрать около 4 тыс. голосов. Это не так много: 100 голосов от класса – по 4 голоса на семью. Если мы вместе возьмемся, то достигнем.
Вначале был период инерции, но сейчас дело идет активнее: наша команда смогла объяснить учителям, что проект пойдет на пользу всем в школе.
Придумали дополнительную мотивацию для родителей
В прошлом году мы просили родителей проголосовать, они говорили «Да, конечно», и забывали.
В этом мы придумали дополнительную мотивацию: класс, который соберет больше всего голосов, получит приз от детей, которые занимаются на кружке электроники и робототехники.
Голоса считаем по скриншотам: просим родителей проголосовать и сохранить картинку для классрука.
Учли интересы большинства учителей
Я понимаю: для учителей это дополнительная нагрузка. Надо тратить свое личное время, мотивировать, отвечать на вопросы, объяснять родителям, что наши дети от этого получат.
Но их мы тоже постарались дополнительно заинтересовать.
Если в прошлом году я включил в проект только то, что нужно для информатики, то в этом расспросил, что нужно для работы учителю биологии, учителю физики, завучу, педагогу-организатору. И включил их пожелания в проект.
Возможно, и за счет этого пошла волна: учителя охотнее рассказывают о голосовании, привлекают родителей, свой круг общения.
Подтянули на помощь общественность, знакомых, жителей района
Я, как обычно, подключил всех знакомых: одноклассники, друзья, родственники уже все проголосовали.
Никто из них непосредственно не заинтересован в результате. Но я начинаю объяснять, что с них не убудет, а нам это очень важно. Помогают, спасибо им.
Пытаемся распространять информацию о конкурсе через Фейсбук, даже страницу школы для этого создали. Но это не слишком работает. Люди видят посты, лайкают, шерят, но не готовы потратить пару минут и проголосовать. Личное общение гораздо эффективнее.
Проголосовать за проект опорной IT-школы на платформе «Громадський проект» можно по ссылке: gb.kyivcity.gov.ua/projects/36
Опорная школа, которую мы задумали — это не просто школа, напичканная техникой. Это место, где мы будем собирать детей со всего района, поводить IT-мероприятия, в игровой форме знакомить с программированием, с возможностями роботов.
Ведь в большинстве школ ситуация с материальной базой такая же, как была у нас. Она просто не позволяет давать детям актуальные знания по IT.
Курсы повышения квалификации для учителей тоже планируем организовать. В Киеве есть школы, которые хотели бы ввести робототехнику в программу. На том же «Громадськом проекте» несколько таких участников. Но есть ли у них учителя для этого?
А будущей весной мы планируем провести в школе первый хакатон. Причем, независимо от того, пройдет наш проект, или нет. Хотим заручиться поддержкой IT-департамента киевской администрации. Это наш «план Б».
Хакатон — это отличный способ заинтересовать детей, которым «ничего не интересно».
Кажется, что сейчас сплошь и рядом все разбираются в гаджетах и интересуются информационными технологиями. И всем вроде бы очевидно, что за этим будущее.
На хакатоне дети погружаются в среду, в игровой форме изучают, как это все работает. Они общаются с менторами, спрашивают, разбираются в деталях процесса.
Им это нравится, и они выходят с мероприятия с искренним интересом. А чем больше в классе заинтересованных детей, тем скорее эта группа замотивирует всех остальных.
Автор: Наталья Ковтун, редактор UaUa.info
Следите за публикациями автора на странице в Фейсбук