Гендерное неравенство в школе: как школа забирает у девочек веру в свои силы

Автор

Гендерные стереотипы, которые, сознательно или нет, закладывает в детей современная школа, заставляют девочек сомневаться в собственной компетентности и снижают их мотивацию. Такое воспитание серьезно влияет на всю их будущую жизнь.

Согласно исследованиям, женщины-врачи и хирурги зарабатывают на 38% меньше, а женщины-юристы — на 30% меньше, чем их коллеги-мужчины. Образование должно ликвидировать этот разрыв. Но исследования показывают: стереотипы по поводу смелых и уверенных в себе мужчин и пассивных женщин закрепляет именно школа.

Почему это происходит, и что делать, чтобы школа не ослабляла девочек, пишет преподаватель Высшей школы Калифорнийского университета и редактор интернет-издания Edutopia Ребекка Альбер.

Я около 20 лет проработала в школах и заметила некоторую тенденцию в отношении девочек-учениц. В младших классах большинство девочек постоянно тянули руки, высказывали свою точку зрения и вызывались почитать вслух.

В средней и старшей школе ученицы ведут себя намного тише и пассивнее. Что стоит за этой тревожной переменой?

В период полового созревания дети попадают под влияние традиционных гендерных норм, усиленных поп-культурой.

Я много наблюдала за учениками средних и старших классов школы. В различных классных обсуждениях ведут и доминируют мальчики. Они чаще поднимают руки, чтобы ответить на вопросы, прочитать свои домашние задания или тексты на уроках.

Как следствие, учителя бессознательно полагаются на парней, как на основу класса, а девочек вызывают реже, тем самым усугубляя их молчание. Получается непроизвольная дискриминация по половому признаку.

Недавние исследования лишний раз подтверждают: как в государственных, так и в частных школах учителя все реже взаимодействуют с девочками, и больше внимания уделяют мальчикам. После сотен тысяч часов, проведенных в школьных аудиториях, ученые описывают результаты гендерного неравенства на уроках, как ошеломляющие.

Гендерное неравенство в учебной программе

Основная учебная программа в США во многом ориентирована именно на парней. Я проанализировала учебники для средней школы в одном из самых больших образовательных регионов страны. Женщины написали менее 30% из них. При этом учеников женского пола в регионе около 52%.

Герои мужского пола в учебниках и пособиях представлены в два раза чаще, чем герои женского пола.

Как учитель может избавить детей от гендерных стереотипов

Скрытые гендерные перекосы в учебных программах приводят к неравномерным возможностям образования для девочек и для мальчиков. Какие шаги нужно предпринять, чтобы создать более справедливую среду обучения для детей?

  • Если вы заметили, что мужчины-авторы и мужчины- ученые фигурируют в учебниках чаще, подыщите материалы, написанные женщинами и о женщинах.

Пользуйтесь тактикой «дай подумать остальным». Вызывайте не первую-вторую поднятую вверх руку, а четвертую, пятую, шестую.

  • Обращайте внимание на количество учениц, которых вы вызываете. Старайтесь, чтобы все ученики, не смотря на пол и способности, одинаково участвовали в обсуждениях и в классной работе.
  • Называйте вслух сексистские понятия или терминологию из текстов, используемых в классе: в учебниках, стихотворениях, исследованиях. Вы также можете выделить любой элемент гендерно стереотипного языка, используемый в классе, и обсудить его с детьми.

  • Записывайте свои уроки на камеру и пересматривайте то, как вы ведете себя с учениками. Чтобы отметить, кого и о чем вы спрашиваете чаще и больше, можете пригласить на урок коллегу.

  • Отведите урок или часть урока на обсуждения вместе с учениками каких-либо гендерных вопросов, собственного воображаемого образа и равенства.