Инклюзивное образование нужно не всем: советы родителям детей с особенностями развития
- Автор
- Дата публикации
- Автор
В последнее время много говорят об инклюзивном образовании, но зачастую под ним подразумевается введение ребёнка с особенностями в обычный класс. Между тем, инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья — гораздо более серьезная тема. Сегодня педагог, специалист по социокультурной реабилитации а.
В очередной раз думал, как объяснить родителям, что нужно с осторожностью относится к инклюзии. И понял, что мы говорим о разных вещах.
Я и наши педагоги — мы говорим об инклюзивном воспитании. И внутри него есть свои трудности, свои принципы и свои ощутимые результаты. А в тренде — именно инклюзивное образование. И здесь у меня родился очень простой пример.
Давайте представим, что мы с вами попали в общество, например, китайцев. Пусть они будут с нами нашего возраста, будут, допустим, даже доброжелательны по отношению к нам, пусть даже математические задачки мы сможем решать вместе и нам не будет мешать взаимное незнание языка.
НО! вряд ли мы будем чувствовать себя членом этого сообщества, членом этой культуры. Мы вряд ли сможем стать в данном сообществе «своим» на все 100. Нам будет щемяще не хватать людей, говорящих на нашем языке, понимающих и принимающих нас. Мы будем чувствовать себя глубоко несчастными, как тот гадкий утенок. И это при том, что мы то с вами знаем, что вообще-то мы вполне себе нормальные и успешные люди.
Только вот в этой среде наша успешность ничего не значит. Так вот! Именно так себя могут ощущать дети с особенностями внутри коллективов, как это принято нынче говорить, нейротипичных детей. Только ребенок с особенностями не имеет, как правило, навыков социализации, не имеет социальной компетентности.
Родители же думают, что ребенок должен почему-то получить эти навыке в чуждой ему среде, которую он плохо понимает (если вообще понимает), и которая его плохо понимает. Наличие тьютора не помогает — тьютор вообще-то из совершенного другого социального контекста. Он — взрослый, и стоит над социумом и детей нейротипичных и ребенка с особенностями. Его функция, как раз противоречит инклюзии.
Инклюзия — это принятие. Социум нейротипичных детей должен принять внутрь себя иного- ребенка с особенностями. Для этого ребенок с особенностями должен получить свой трудный опыт равноправного общения с другими детьми, включающий в себя и ошибки и трудности и разочарования. Но ребенок, которому требуется тьютор, пока не может получить этот опыт в данном коллективе.
Тьютор призван сглаживать острые углы его взаимоотношений с окружающим социумом, а значит не формирует навыков самостоятельного и ответственного поведения в социуме, т. е., в конечном счете, никакой инклюзии не получается, т.к в результате никто никого не в состоянии действительно принять таким, каков есть.
На поверку оказывается, что выстраиванием отношений в детском коллективе вообще никто и не собирался заниматься. Речь шла только об образовательной инклюзии. По законодательству все имеют право ПОЛУЧАТЬ образование. А ВОСПРИНИМАТЬ образование в том виде, в котором оно преподается, не всегда полезно и нейротипичным детям (но это уже другая тема).
А детям с особенностями — это вообще не очень нужно. Так как на выходе из школы весь этот груз знаний никоим образом не поможет стать счастливым, самостоятельным и ответственным человеком. Конечно, понятно, что всегда есть исключения из правил, которые, правда, подчеркивают наличие этих правил.
Я же говорю о тех страшных случаях, о которых я знаю из своей практики: дети с особенностями развития, попадая в систему неадекватных для них требований, становились невротиками, психотиками, людьми с психиатрическим опытом, агрессорами вплоть до агрессии против своих близких, в том числе с летальным исходом.
И никакое чтение, математика или физика тут не помогают. Инклюивное воспитание должно обязательно предшествовать на всех этапах инклюзивному образованию.
Давайте будем внимательны и бережны к потребностям детей с особенностями развития и к потребностям нейротипичных детей, которые вообще-то тоже существуют. (Для тех, кто меня не знает, во избежание кривотолков, сообщу, что я занимаюсь инклюзивным воспитанием, образованием и творчеством 27 лет).В последнее время много говорят об инклюзивном образовании, но зачастую под ним подразумевается введение ребёнка с особенностями в обычный класс. Между тем, инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья — гораздо более серьезная тема. Сегодня педагог, специалист по социокультурной реабилитации а.
В последнее время много говорят об инклюзивном образовании, когда дети с особыми потребностями учатся в обычной школе под шефством персонального тьютора (наставника). Эта колонка о подводных камнях такого образования, про которые должны знать родители нейротипических детей.
Дети с особенностями развития требуют особого отношения, и социальная интеграция таких детей должна быть грамотной. Специалист по социокультурной реабилитации, педагог с 27-летним стажем Андрей Афонин рассказывает о тонкостях и проблемах инклюзивного образования.
В очередной раз думал, как объяснить родителям, что нужно с осторожностью относится к инклюзии. И понял, что мы говорим о разных вещах.
Я и наши педагоги — мы говорим об инклюзивном воспитании. И внутри него есть свои трудности, свои принципы и свои ощутимые результаты. А в тренде — именно инклюзивное образование. И здесь у меня родился очень простой пример.
Читай также: Фотомодель Аманда Бут о воспитании сына с синдромом Дауна
Давайте представим, что мы с вами попали в общество, например, китайцев. Пусть они будут с нами нашего возраста, будут, допустим, даже доброжелательны по отношению к нам, пусть даже математические задачки мы сможем решать вместе и нам не будет мешать взаимное незнание языка.
НО! вряд ли мы будем чувствовать себя членом этого сообщества, членом этой культуры. Мы вряд ли сможем стать в данном сообществе «своим» на все 100. Нам будет щемяще не хватать людей, говорящих на нашем языке, понимающих и принимающих нас.
Мы будем чувствовать себя глубоко несчастными, как тот гадкий утенок. И это при том, что мы то с вами знаем, что вообще-то мы вполне себе нормальные и успешные люди. Только вот в этой среде наша успешность ничего не значит.
Так вот! Именно так себя могут ощущать дети с особенностями внутри коллективов, как это принято нынче говорить, нейротипичных детей. Только ребенок с особенностями не имеет, как правило, навыков социализации, не имеет социальной компетентности.
Родители же думают, что ребенок должен почему-то получить эти навыки в чуждой ему среде, которую он плохо понимает (если вообще понимает), и которая его плохо понимает.
Читай также: Дети с ограниченными возможностями: 5 советов для комфортного общения
Наличие тьютора не помогает — тьютор вообще-то из совершенного другого социального контекста. Он — взрослый, и стоит над социумом и детей нейротипичных и ребенка с особенностями. Его функция, как раз противоречит инклюзии.
Инклюзия — это принятие. Социум нейротипичных детей должен принять внутрь себя иного - ребенка с особенностями.
Для этого ребенок с особенностями должен получить свой трудный опыт равноправного общения с другими детьми, включающий в себя и ошибки и трудности и разочарования. Но ребенок, которому требуется тьютор, пока не может получить этот опыт в данном коллективе.
Тьютор призван сглаживать острые углы его взаимоотношений с окружающим социумом, а значит не формирует навыков самостоятельного и ответственного поведения в социуме, т. е., в конечном счете, никакой инклюзии не получается, т.к в результате никто никого не в состоянии действительно принять таким, каков есть.
На поверку оказывается, что выстраиванием отношений в детском коллективе вообще никто и не собирался заниматься. Речь шла только об образовательной инклюзии.
По законодательству все имеют право ПОЛУЧАТЬ образование. А ВОСПРИНИМАТЬ образование в том виде, в котором оно преподается, не всегда полезно и нейротипичным детям
А детям с особенностями — это вообще не очень нужно. Так как на выходе из школы весь этот груз знаний никоим образом не поможет стать счастливым, самостоятельным и ответственным человеком. Конечно, понятно, что всегда есть исключения из правил, которые, правда, подчеркивают наличие этих правил.
Я же говорю о тех страшных случаях, о которых я знаю из своей практики: дети с особенностями развития, попадая в систему неадекватных для них требований, становились невротиками, психотиками, людьми с психиатрическим опытом, агрессорами вплоть до агрессии против своих близких, в том числе с летальным исходом.
И никакое чтение, математика или физика тут не помогают. Инклюивное воспитание должно обязательно предшествовать на всех этапах инклюзивному образованию.
Давайте будем внимательны и бережны к потребностям детей с особенностями развития и к потребностям нейротипичных детей, которые вообще-то тоже существуют.
Опубликовано с разрешения автора.
Источник: Школа родительского мастерства
Читай также: Мама «особого» ребенка: «Инвалидность – это не крест»
Читай также: Особенные дети: 12 вещей, которые нельзя говорить родителям ребенка с особыми потребностями
Читай также: Воспитываем толерантного ребенка: как объяснить, кто такие дети с синдромом Дауна