Исследование: домашка не помогает школьной учебе

Автор

Мамы - свидетели: украинские школьники очень нагружены домашним заданием. Несмотря на многочасовые злоключения над книгами, повысить успеваемость вряд ли получится. Об этом говорит последнее исследование в этой сфере: домашняя работа никак не влияет ни на успеваемость, ни на уровень образования!

Профессор Джеральд ЛеТендр из Университета Пенсильвании представил миру результаты своего десятилетнего исследования. Он обратил внимание, что в XIX веке домашнее задание использовали лишь для того, чтобы наказать ребенка и лишить его свободного времени. Ученого заинтересовал тот факт, почему сейчас учебу без домашнего задания сложно представить.

Для своего исследования ученый поинтересовался результатами международного исследования качества школьного образования TIMSS 2011 года, которое оценивает математические способности школьников 59 стран мира. Как оказалось, задания на дом не дают лишь 7 процентам учеников 4-х классов. Тем не мене на результаты количество домашней работы никак не влияет. К примеру, школьники из Алжира, Кувейта и Марокко работают дома над задания много часов, а в рейтинге математической грамотности TIMSS эти страны последних местах.

Если говорить о других странах, то в Гонконге, Тайване и Японии дети получают меньше домашнего задания, но обычно дети из этих стран в топе рейтингов по соревнованиям.

В Нидерландах каждый пятый школьник вообще не делает домашнее задание, но эта страна заняла 12-е место в рейтинге TIMSS. Украинцы же часто сидят до ночи за учебниками, но мы не попали в список из 36 лучших стран. Может, оно того не стоит?

Минусы "домашки": это надо знать

- каждый пятый четвероклассник только на математику тратит по 30 минут внеурочного времени три-четыре раза в неделю. Это кроме других предметов, сколько их там в программе.

- из-за длительного прозябания над тетрадями, дети хуже спят и чаще болеют. Ученый уверен, что 30 минут "домашки" в день - это уже серьезный стресс.

- хуже всего приходится ученикам начальных классов, так как их организм не приспособлен к такой нагрузке.

- нет доказательств того, что от домашней работы есть польза.

Но наши родители так не считают. По их мнению, домашняя работа нужна, чтобы приучить чадо к самостоятельности и дисциплине. Но большой объем работы вызывает у детей только негативные эмоции и отвращение в учебному процессу в целом.

Вот сколько дети тратят в неделю на домашнее задание согласно рейтингу математической грамотности TIMSS /Страна /Время.

Интересно

Есть мнение, что домашнее задание увеличивает общественное неравенство. Если одному ребенку помогают родители или репетиторы, то другому приходится решать все самостоятельно. Кто-то находит нужный доклад в пару кликов в интернете, а другим приходится ждать нужную книжку в библиотеке и переписывать куски оттуда от руки. Вот что по этому поводу говорит Даниель Салинас, аналитик Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся стран ОЭСР (PISA):

-Домашнее задание может быть очень обременительным для детей из малообеспеченных семей. У них может не быть спокойного места, где они могли бы его сделать. Им может не хватать на это времени из-за подработки и домашних обязанностей. Их родители не всегда готовы наставлять и помогать детям с заданием.

Статистика PISA говорит о том, что школьники из обеспеченных семей тратят на домашнюю работу почти на полтора часа больше, чем их неблагополучные сверстники. А это значит, что одни придут на урок более подготовленными и смогут быстрее усвоить новый материал. Другие же чем дальше, тем больше будут отставать от программы.

Чем больше времени тратится на домашнее задание, тем больше разница между благополучными и неблагополучными учениками. Поэтому уменьшить объем домашней работы, чтобы свести на нет эту разницу, - вполне достижимая политическая цель.

Источник: //kp.ua/