Психологическая подготовка ребенка к школе
- Автор
- Дата публикации
Психологическая готовность ребенка к школе – достаточно абстрактная фраза для любого родителя. Действительно, как понять, что твой карапуз уже готов вступить на тропу познания, выполнять все задания учителя и при этом ощущать радость от общения с одноклассниками? Сегодня мы попробуем разобраться в этом вопросе.
Понятие «психологическая готовность ребенка к школе» состоит из четырех составляющих: личностно-социальная, эмоционально-волевая, интеллектуальная и мотивационная готовность. Давайте рассмотрим каждую из них отдельно, и поймем, на что следует обратить внимание родителям.
Личностно-социальная готовность
Личностно-социальная готовность ребенка к школе это умение малыша общаться, как с взрослыми, так и с будущими одноклассниками, идти на контакт, решать возникающие вопросы.
Что же тут сложного, скажете вы, он же умеет разговаривать, значит, к школе готов. На самом деле, не все так просто, у современных детей, как и у их родителей, все чаще возникают проблемы с общением: они не знают, как подойти, заговорить, познакомиться, с трудом вместе играют, предпочитая уединенные уголки и отсутствие тесного контакта с другими детьми.
К моменту поступления в школу у ребенка должен быть достаточный опыт общения с людьми. Где его взять? Например, если соседка в лифте спрашивает, как его зовут, не отвечайте за карапуза, пусть он скажет свое имя сам, не забывайте напоминать ему, что нужно здороваться со знакомыми, приглашайте в гости друзей с детьми, чтобы у ребенка была возможность поиграть с кем-то из ровесников. Безусловно, у детей, посещавших детский сад, есть больший опыт взаимодействия друг с другом, ведь в группе они под руководством воспитателя вместе играют и занимаются, кушают и отдыхают. Тут волей-неволей приходится вступать в общение.
Однако многое зависит также от характера и темперамента ребенка. Если малыш замкнутый, тихий и скромный, который не любил шумное общение в детском саду, он вряд ли будет душой компании в классе. А общительный и открытый карапуз, который провел годы перед школой в компании родителей, дедушек и бабушек, сможет легко влиться в коллектив класса, не чувствуя никаких трудностей в общении.
То, к чему однозначно придется привыкать будущему школьнику – к скоплению народа, к шуму, конфликтным ситуациям, которые в любом случае происходят в детском коллективе, необходимости принимать совместные решения, находиться в гуще событий.
Поможет малышу подготовиться к школе в данном аспекте посещение вместе с родителями каких-то массовых мероприятий, больших игровых комнат, парков, общение в группах по интересам, например спортивных или художественных кружках.
Наша мама-форумчанка Элина рассказывает: «Димка не ходил в садик, мы были записаны, но часто болели, и большую часть времени проводили вдвоем дома. Изначально Димка даже на аттракционы в развлекательный центр не хотел ходить – говорил, там люди, шумно. И я его понимаю, мне самой там было неуютно. Но впереди же школа, а там вряд ли кто-то будет обращать внимание на наши сложности. Нам повезло, мы живем недалеко от старой художественной школы, я сама еще туда ходила. Там как раз проходил набор в подготовительную группу, где малышей 5-6 лет обучали танцам, пению и рисованию. В группе планировалось 15-ть человек, но редко был общий кворум, максимум на занятие приходило 10 деток. Сначала Димке было сложно, он жался к ногам и не хотел особо общаться с детками. Но зато ему очень нравились занятия, он с радостью и пел, и танцевал, поэтому на вопрос, пойдем ли мы в школу, всегда отвечал утвердительно. А со временем у него и общение с детками наладилось, теперь перед тренировкой он вместе с радостной ватагой маленьких карапузов носится по коридору или с умным видом обсуждает новые игрушки. Лично я довольна, думаю в школе ему уже будет гораздо легче».
Эмоционально-волевая готовность
Чтобы понять этот компонент, стоит задуматься, чем кроме роста, веса и образования взрослый человек отличается от ребенка? Взрослые хорошо знакомы со словом «надо», когда большую часть своего времени на работе и дома необходимо делать не только то, что хочется, а то, что нужно.
Трудно, скучно, неинтересно, лень, не хочется ошибаться? Знакомая история, но взрослый сознательный человек берет себя в руки и начинает постепенно «кушать слона по кусочкам». Как же в таком случае поведет себя малыш? Правильно, или закатит истерику «не хочу-не буду» или просто сделает вид, что к нему это вообще не относится.
Школьные уроки – это уже не игра. Это уже серьезные занятия, когда ребенку необходимо отсидеть на одном месте пресловутые 35 минут и при этом внимательно слушать учителя, выполняя то, что она говорит. Под силу ли это вашему карапузу? И это еще хорошо, если ваш учитель – профессионал, который любит свое дело и организовывает урок так, чтобы первоклассникам было интересно. А если ребенок идет в среднестатистическую школу, с обычным учителем, скучноватой программой и странно написанными учебниками, хватит ли ему сил на самоорганизацию? Сумеет ли он не отвлечься на любимую игрушку или разговор с соседом по парте, сможет ли не встать и не начать запускать машинку с места к доске просто посреди урока?
Чтобы с большей уверенность позитивно ответить на этот вопрос, стоит в период подготовки к школе почаще играть с ребенком в игры, которые сформируют у него усидчивость, внимательность, терпение, умение дождаться своего хода, готовность проигрывать без истерик. Обратите внимание на «Морской бой», настольный футбол, аэрохоккей, шашки, шахматы, Пентаго, «Угадай, кто?», «Поясни слово», детские версии «Монополии», различные «Мемори», лото или домино. Прекрасно тренирует все необходимые качества процесс собирания пазлов, мозаика (традиционные и магнитные варианты), а также работы по раскрашиванию, например, раскраски по номерам.
Наша мама-форумчанка Lana рассказывает: «Когда Ляле было лет 5-ть, играть с ней в какую-то игру было просто сущим наказанием. Она обязательно должна была выиграть, в противном случае – начиналась истерика! Ну а какой смысл играть, если нужно было все время поддаваться. У нас дома все очень любят настольные игры, но мы играем честно. Конечно, скидку на возраст ребенка мы делали, но не все время же играть в «поддавки»! Мы с мужем регулярно набирались терпения и объясняли дочери, что слезы и истерики в игре – не при чем, тут надо стараться и все получится. А даже если ты проигрываешь – это не конец света! А когда мы играли с друзьями, то старались показать Ляле, что вот, дядя Саша не выиграл, но он же не плачет, не бросается карточками и не кричит! Друзья нам подыгрывали, за что им спасибо. Конечно, этот процесс был очень долгий, но постепенно таких срывов у дочери стало меньше, она спокойнее воспринимает свой проигрыш и играть с нами она стала гораздо активнее. Доросла, наверное».
Хорошо, если спокойные настольные игры или рисование за столом будут сменяться активной деятельностью, например, велосипедной прогулкой, футбольным матчем или просто подвижными играми в парке. Так ребенку будет легче привыкнуть к тому, что его ожидает, он научится лучше владеть собой и сдерживать свою энергию.
Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная готовность вызывает наибольшее количество вопросов у родителей, ведь, казалось бы, если ребенок умеет читать, считать и даже пишет, о каких сложностях в школе может идти речь? Малыш готов и проблем быть не должно! Однако в понятие «интеллектуальная готовность» входит несколько иное: умение думать, делать выводы, анализировать, сравнивать, обобщать.
Наша мама-форумчанка ЮлияЛ рассказывает: «Сына на собеседовании просили нарисовать человечка, превратить в какие-то предметы кружочки, прямоугольники и т.д., скопировать 2 строчки разных загогулин. Ну, ещё рассказать о себе, семье и т.д. – задания именно на «поговорить». Ещё учитель давала несколько простых заданий типа сложить пазлы и т.д., смотрела, как справляется, отвлекается ли, может ли объяснить, что и зачем он делает».
Интеллектуальная подготовка ребенка к школе проходит, по сути, весь дошкольный период, ведь малыш ежедневно учиться обобщать (какие предметы относятся к понятию «посуда», «одежда», «игрушки») и находить различия (чем отличается папина чашка от маминой, кошка от собаки, а дерево от кустика).
Тот же любимый всеми детками сортер – отличный тренажер для развития интеллекта. Ведь сколько не пытайся, но вставить треугольную фигурку в круглое отверстие у ребенка не получится, и он обязательно сделает правильные выводы из этой ситуации. Такая же история и с пирамидкой, рано или поздно, но кроха поймет, по какому принципу ее необходимо правильно собрать и сделает это на радость родителям.
Можно ли как-то подготовить малыша в данном направлении?
Психолог Карабута Наталья рассказывает: «На собеседовании в первый класс, чтобы проверить интеллектуальную готовность ребенка, его могут спросить, например, чем зима отличается от весны, для чего в комнате необходимы окна или что нужно сделать, когда на улице пойдет дождь. Важно, чтобы ребенок не растерялся, не стушевался, а смог ответить на вопросы. Конечно, могут возникать некоторые спорные вопросы, например, учительница ждет от ребенка ответ, что окна в комнате нужны, чтобы в нее попадал свет, а малыш рассказывает, что они нужны для того, чтобы можно было смотреть на улицу. В данном случае – все в руках учителя, примет ли она такой, в принципе тоже логичный ответ ребенка, захочет подтолкнуть юного мечтателя к необходимому ей ответу или просто поставит «минус» в графе «ответ» на этот вопрос, не разбираясь в тонкостях. Если у родителей есть возможность проговорить с будущим первоклассником все возможные ответы на такие «заковыристые» вопросы заранее – это стоит сделать, чтобы ребенок был к ним готов. Также не будет лишним познакомить ребенка с задачками такого типа, как «на березе росло пять яблок, два упало, сколько яблок осталось». И если малыш начнет усердно отнимать два от пяти, то объяснить ему, что суть этой задачи не в математическом действии, а в умении мыслить логично, ведь яблоки на березах не растут».
Мотивационная готовность
Мотивационная готовность ребенка к школе – это его сформированное желание учиться, положительное отношение к школе и учебной деятельности.
Важно, чтобы на вопрос «Хочешь ли ты идти в школу?» у ребенка был положительный ответ. И честность этого ответа должна быть 100%, ведь часто ребенок просто соглашается, чтобы не расстраивать родителей, они ведь говорят, что в школу идти нужно. Как мотивировать ребенка к обучению?
Рассказывайте малышу о том, что именно он будет делать в школе, показывайте ему фотографии класса, учеников, учебников, тетрадей, ведь понятие «школа» для него пока также абстрактно, как, например «луна».
Чтобы ребенок захотел в школу, там ему должно быть интересно. Чем увлечь малыша? Присмотреться к нему повнимательнее и акцентировать внимание на том, что он любит. Так, если кроха любит рисовать, можно с чистой душой рассказывать о том, что уж в школе он нарисуется вволю, ведь разноцветные помощники-карандаши действительно очень часто используются на уроках. Общительного ребенка увлечет возможность проводить больше времени со сверстниками, делясь игрушками и новостями, а маленького умника, который любит читать или отлично считает – обрадует перспектива блеснуть знаниями на уроках чтения или математики.
Следует понимать, что поучительные родительские высказывания о строгих учителях, двойках в дневнике и коротании вечеров за уроками вряд ли сделают школьную картинку в представлении ребенка радужной. Возможно, рано или поздно, например, в классе 6-7, он будет воспринимать школу именно так, но важно, чтобы к началу учебной деятельности ребенок видел в школе позитивное начало, ведь большинство детей действительно с радостью воспринимают возможность узнать новую информацию в компании друзей.
Конечно, нужно настроить малыша на успех и позитив, но в то же время не стоит подавать школу, как ежедневную радость и веселье. Будущему первокласснику важно понимать, что хотя школьный путь не будет усеян розами, и никто не будет его там хвалить за каждую мелочь, но в случае, если он будет хорошо учиться, уважение одноклассников и теплые слова от учителя ему гарантированны. Родителям же стоит проявлять максимальную поддержку вне зависимости от оценок. Важный аспект, который стоит познать ребенку во время школьного обучения – мама и папа любят его вне зависимости от его оценок и школьной успешности, а просто потому, что он их ребенок. И задача взрослых постараться, чтобы это было именно так, а не иначе.
При подготовке малыша к школе есть одно важное правило – не стоит торопиться. Если у вас есть сомнения по поводу психологической готовности ребенка к школе в этом году, или малыш не прошел собеседование в школу – не расстраивайтесь, а лучше узнайте у учителей, чего именно не хватило ребенку и поработайте над этими вопросами.
А еще продолжайте посещать детский сад, дополнительные занятия, читайте, играйте, растите, развивайтесь, формируйте положительный образ школы, пробуйте еще раз на следующий год и у вас все обязательно получится.
Ведь в школу нельзя опоздать, важно просто понять, когда пришло время вашему первокласснику спокойно и с радостью войти в ее мир.