SOS! Малышу тяжело учиться! Часть 2

SOS! Малышу тяжело учиться! Часть 2

Бубнова Ксения Александровна

Итак, вы протестировали своего малыша и пришли к выводу, что необходимо заняться развитием его памяти. Может быть, вы и раньше пытались это делать. Не исключено, что по вполне разумному совету, скажем, воспитателя детского сада малыш разучивал под вашим руководством четверостишия чуть ли не ежедневно. Или пересказывал прочитанные вами сказки и рассказы. Почему же ребенок так и не стал запоминать лучше, и для того, чтобы усвоить какой-либо учебный материал вам приходится как следует потрудиться?

Ответить на этот вопрос однозначно невозможно, т.к. память – сложный психический процесс. Однако сейчас появляется довольно много обучающих центров для детей, где проводятся эффективные занятия по ее развитию с использованием нетрадиционных способов переработки и хранения информации. Именно этим предлагают заняться авторы вышеупомянутой книги “Как подготовить ребенка к школе”, предлагая систему высокоэффективных упражнений:

“В наших упражнениях мы учитываем то, что запись информации в памяти – это перевод информации в образную форму. Поскольку абстрактный образ запомнить ребенку сложнее, то основная задача тренировочных упражнений – дать ребенку возможность научиться преобразовывать эту информацию в конкретную зрительную форму. Такое зрительное представление (визуализация) какой-либо идеи состоит в мысленном создании картины – иллюстрации. Это занимает меньше 15 секунд, но гарантирует великолепное извлечение информации в будущем – ребенок легко и быстро вспомнит то, что он запомнил таким образом.”

Как развить способность воссоздать мысленный образ

Упражнение 1

Помните тест, где малыш выполнял рисунки к прочитанным вами словам? Это и будет первым этапом тренировки. На втором этапе предложите ребенку представить “картинки” в уме. Слова и словосочетания вы можете подобрать сами, учитывая то, как развита речь малыша, богат ли его словарный запас. Для работы с ребятишками от 6 лет и старше предлагается такой перечень возможных серий:

А Б
веселый праздник сомнение
радость зависть
темный лес сила воли
болезнь день
отчаяние успех
быстрый человек страх
смелость скорость
печаль сильный характер
глухая старуха справедливость
теплый ветер хороший товарищ

Упражнение 2

“Представьте себе...” (Мысленные образы и эмоции)

Попросите ребенка закрыть глаза и после каждого сказанного вами предложения представьте себе соответствующую картинку.

Фразы:

Лев, нападающий на антилопу.

Собака, виляющая хвостом.

Муха в твоем супе.

Печенье в круглой коробочке.

Молния в темноте.

Пятно на твоей любимой рубашке или юбке.

Капли, сверкающие на солнце.

Теперь дайте малышу листок бумаги, и пусть он попробует вспомнить и записать названные фразы. Если он еще не умеет писать и читать, воспроизведение фраз может быть устным.

Хорошо читающему ребенку можно предложить это упражнение для тренировки не слуховой, а зрительной памяти. Тогда фразы не произносятся вами, а пишутся на листке бумаги.

Упражнение 3

“Фигуры из спичек” (Тренировка зрительной памяти). Вариант 1.

Для этой ассоциативной игры нужна команда. Если вы занимаетесь с одним малышом, подключите старших братьев и сестер, бабушек и дедушек, сами поиграйте с ребенком.

Предположим, вы играете вдвоем. Попросите малыша закрыть глаза, а в это время выложите на столе фигуру (для начала – квадрат из 4 спичек) и накройте ее листом бумаги. Предупредите ребенка, что он будет видеть сделанное вами всего мгновение. Нужно быть внимательным! Затем поднимите лист бумаги на 1-2 секунды и снова накройте фигуру. Попросите малыша закрыть глаза и вспомнить, какое количество спичек было использовано. Теперь он должен сам выложить из спичек “сфотографированную” фигуру. После завершения работы вместе проверьте, совпадают ли ваши фигуры.

Постепенно количество спичек в фигурах увеличивается (следующими могут быть, скажем, домик из 6 спичек, лесенка из 7 спичек, зигзаг из 8 спичек и т. д.) Если играет несколько детей, они меняются ролями(один выкладывает фигуры, другой “фотографирует” и воспроизводит, затем наоборот).

По мере повторения тренировки предлагается добавить к количеству и месту расположения еще и цвет (можно воспользоваться цветными палочками или просто покрасить спички, скажем, фломастерами).

Переходить к следующему упражнению можно тогда, когда ребенок без труда удерживает в воображении 10 спичек.

“Фигуры из спичек”. Вариант 2. (Тренировка слуховой памяти).

Это усложненный вариант игры. Основная задача тренировки – научить ребенка видеть главное и подмечать особенности. Вы диктуете слова, а ребенок выкладывает из спичек образ, который эти слова у него вызывают. Спичек потребуется много (200 – 300 шт.), приготовьте несколько коробков. Если нужно, спички можно ломать.

нужно стремиться к тому, чтобы изображение из спичек было похоже на предмет, который обозначает данное слово. Главное – чтобы по выполненному изображению можно было вспомнить через некоторое время, что же оно обозначает. Приведите примеры, выложите что-нибудь из спичек, поясняя свой выбор. Скажем, слово “солнце” легко ассоциируется с расходящимися во все стороны лучиками, “гром” – с зигзагом- молнией (сверкает молния и гремит гром). А вот как при проведении тренировочных упражнений малыши изображали птичку: у кого-то это слово ассоциировалось с изображением раскрытого клювика (при помощи 2 или 4 спичек), у других – с силуэтом “чайка” (ломаная линия из 4 спичек или из 2 спичек и половинки для изображения клювика). Бывают и более сложные ассоциации.(Например, слово “трактор” может вызвать образ ломанной линии от звука “р-р-р”). Чтобы малыш не растерялся, для начала возьмите слова полегче (“дом”, “окошко”, “цветок”, “кровать”), затем задания усложняйте. Слова диктуйте с паузой в 1 минуту.

После прочтения всех слов ребенок должен их воспроизвести, глядя на составленные им картинки-образы. Сначала слов должно быть немного, чтобы малыш справлялся с заданием и радовался своим успехам. Если все идет хорошо, количество слов и темп работы увеличивается.

Итак, ваш ребенок научился создавать зрительные образы, облекая их в конкретную форму.

Теперь необходимо обратиться к другой стороне процесса запоминания – осознанному восприятию.