Домашнее задание: как мотивировать ребенка делать уроки

Автор

Психолог Анастасия Пономаренко развеет иллюзии родителей и даст несколько практичных советов, которые облегчат жизнь всей семье школьника.

Часто ко мне приходят взволнованные родители с животрепещущим вопросом: что надо сделать, чтобы ребенок делал домашние задания с удовольствием?

Сразу отвечаю: ничего. Есть вещи, которые делаются без удовольствия — чистка зубов, уборка комнаты, домашнее задание. Вот так, просто берутся и делаются без лишних эмоций. Конечно, бывают исключения — например, ваш ребенок очень любит историю, и чтение книг по интересующей теме доставляют ему неимоверную радость.

Но в целом, чтобы домашнее задание целиком, да с радостным блеском в глазах — это, скорее, редкое исключение. И ребенку лучше усвоить с детства: «Не все розы при нашем образе жизни», - как говорил Л.Н. Толстой.

Есть вещи, которые делать надо, и делать качественно. Приведите ребенку примеры из собственной жизни. Например, вам очень нравится быть руководителем отдела продаж. Вы с удовольствием встречаетесь с клиентами, ведете переговоры, продаете оптом товар на гигантские суммы, и вообще, испытывайте от работы настоящий кайф!

Но и в процессе любимой работы есть вещи, которые вы делать не любите, но делаете: ежемесячные отчеты, ведение статистики, документооборот. Пример собственных родителей — он воодушевляет и заставляет задуматься, так как мама и папа — самые значимые люди, и дети невольно стремятся им подражать.

Так и объясните: домашнее задание — это то, что делать надо, и без этих нудных ежедневных заданий разобраться в интересующем предмете невозможно. Не надо питать иллюзии, пытаться сделать так, чтобы удовольствие от учебы было полным. Так бывает редко, и не вина ребенка, что мама с папой нарисовали себе в голове некий образ: любимое чадо, придя из школы и не успев отдохнуть, бросается к учебному столу и, расплываясь в радостной улыбке, садится за уроки.

Наоборот, приучая ребенка к тому, что не все в нашей жизни приходиться делать в состоянии приподнятого настроения, вы воспитываете в ребенке силу воли. Воля есть высший уровень регуляции поведения человека. И это есть главное отличие человека от других живых существ — наличие воли.

Именно благодаря наличию воли человек способен ставить перед собой цели и достигать их, преодолевая внутренние и внешние препятствия. Именно благодаря воле выбор человека является сознательным, когда ему приходиться выбирать из нескольких моделей поведения.

Воспитание силы воли поможет ребенку сделать правильный выбор в ситуации, когда некие «друзья» ставят вопрос ребром: тебе что, слабО выпить? Давай, ты что, маменькин сынок? Согласитесь, правильный выбор в подобной ситуации сможет отвести от вашего ребенка большие беды.

А для выполнения домашнего задания (чтобы ребенок шел его делать с тоской в глазах, но без скандала), а заодно и воспитания силы воли, можно применять следующие нехитрые правила:

1. Создайте искусственную связь между выполнением задания и приятным времяпрепровождением (например, сделаю математику и сразу пойду гулять)

2. Предвосхищайте вместе с ребенком результаты от выполнения уроков. В красках нарисуйте блестящий ответ ребенка у доски, как все одноклассники и учитель будут восхищены и удивлены.

3. Объясните ребенку задание. Часто все скандалы и истерики происходят из-за того, что ребенок просто не понимает смысла задания. Помогите ему с этим разобраться, и, возможно, ваша дальнейшая помощь уже не понадобится.

4. Разбейте задание на короткие этапы. После исполнения каждого этапа хвалите ребенка и давайте ему немного отдохнуть. Лучший вариант отдыха и работы — 20/20. То есть, 20 минут работы — 20 минут отдыха.

5. Ваш ребенок должен сам отвечать за результаты своей деятельности. Если вы переживаете за домашнее задание больше, чем он, если доделываете за него то, что он якобы не успел (или не захотел), то у вашего отпрыска нет достаточной мотивации для самостоятельной работы. Если он не видит последствий собственной безответственности и шалопайства, то ему нет смысла менять свое отношение и поведение. Прекратите его постоянно подстраховывать и контролировать, иначе будете делать это до его пенсии.

6. Делайте упор на результат. Не хочет делать уроки? Ради Бога, но оценки должны быть приличные. Ничто так не развивает самодисциплину, как ответственность за конечный результат, а не за процесс.

Мы живем в такое время, когда никто никого не уговаривает и не берет на поруки. Канули в прошлое комсомольские организации, профсоюзы, партсобрания, на которых слабовольные халтурщики клялись, что «в последний раз», но все понимали, что это «в последний раз на этой неделе».

Теперь, чтобы быть успешным, удержаться на плаву, необходимо иметь недюжинную силу воли и самодисциплину. Помогите ребенку сформировать эти качества, и, став взрослыми, он скажет вам огромное спасибо.

Автор: Пономаренко Анастасия, практикующий психолог