Школьная наука: как гуманитарию полюбить математику

Автор
Школьная наука: как гуманитарию полюбить математику

Даже на каникулах ваш ребенок решает уравнения, тщательно заучивает формулы, ищет квадратные корни и цитирует на ночь теоремы, но математика ему не дается?

Может быть, у него нет способностей? Давайте искать ответ вместе.

Сложности понимания

В каждом классе есть дети, для которых математика – сплошное мучение, а контрольные по алгебре – стресс. А их родители мучаются вопросами, как к этому относиться и чем они могут помочь.

Проблема действительно масштабна, так в 2013 году газета The New York Times начала дискуссию на тему, нужна ли детям алгебра, а министр образования и науки Франции всерьез обсуждал вопрос об отмене преподавания математики в школе.

Александр Мирошниченко, доктор психологических наук, рассказывает: «У многих детей математика, как школьная наука, вызывает скуку, страх и отвращение, потому что неправильно преподается. Множество учителей убеждены, что существуют «особые математические способности», а детей, не проявивших их, причисляют к ограниченным и тупым. Но ведь задача школы помочь каждому ребенку понять, что такое математический азарт, и тогда возникнет интерес к предмету».

Школьная наука: как гуманитарию полюбить математику

А нужна ли математика

Для чего же нам действительно нужна математика и как эта школьная наука может помочь ребенку в жизни?

Первый плюс математики – развитие логического мышления. Оно пригодится не только для решения уравнений, а и для упорядочивания знаний, адекватной подачи материала и умения обосновать свое мнение. Историку, филологу, редактору, издателю, журналисту – никак не обойтись без системности мышления.

Леонид Костюков, математик, прозаик, поэт, критик, литературный редактор рассказывает: «Курс математики – изящен, красив и логичен, но его необходимо понимать. Если ребенок успевает по другим предметам, например, у него хорошо идет английский, он обязательно справится и с математикой, ведь английский устроен очень логично. Важно только доступно объяснять, не опускать рук, не ставить клеймо «чистый гуманитарий».

Второй плюс математики – развитие уверенности в себе. Дети, которые любят математику, любопытны, готовы рисковать, их не пугают проблемные ситуации, они любят делать открытия, не боятся ошибиться.

Детский психолог Елена Морозова рассказывает: «Первая сложная математическая задача приводит ребенка в ступор. Неуверенный в себе малыш побоится неудачи, испугается, что не справится. Такие дети зависимы от мнения окружающих, у них занижена самооценка, они быстро сдаются, отказываются вникать в суть задачи, потому что уверены, что у них не получится».

Третий плюс математики – умение смотреть на мир по-особенному. С помощью цифр ребенок сможет найти что-то общее и прикладное: обсчитать весь мир, сравнить себя, свою любимую собаку, папин автомобиль и Эйфелеву башню. Этот особый «нетрадиционный» смысл математики поможет детям-гуманитариям понять, для чего им нужна эта наука.

Школьная наука: как гуманитарию полюбить математику

Как помочь гуманитарию

Есть несколько основных шагов, которые стоит освоить родителям, чтобы помочь ребенку подружиться с математикой.

Хотя школьные неудачи ребенка, конечно, расстраивают взрослых, наша задача не критиковать, а поддерживать.

Важно не фиксировать ребенка на неудачах: «конечно, у тебя не получается», «вряд ли ты сможешь решить этот пример», «я так и знала, что ты сделаешь ошибку в задаче». Говорите: «да, пока не получается, давай подумаем, как решить проблему».

Запаситесь терпением и научите ребенка понимать. Не нужно вдалбливать и заучивать правила – это бессмысленно.

Не решайте за ребенка, потихоньку подводите его к самостоятельному решению. Пройдет время, и он сам удивится: «я смог!», «так ведь это же просто!», «как я раньше не додумался!»

Не бросайте начатое, занимайтесь систематически, возвращайтесь к началу. Разовое понимание не сыграет своей роли. В математике все логически связано, если выучил одно, но упустил другое – продвижения не будет.

Хвалите ребенка даже за небольшие успехи. Когда у него получится раз, второй, третий, он постепенно поверит в себя, увлечется, поймет свою состоятельность.

Найдите хорошего специалиста. Это может быть школьный учитель, которого можно попросить о дополнительных занятиях, или опытный репетитор. Важно, чтобы ребенок нашел с ним контакт, и ему не было скучно. Ищите «своего» человека, увлеченного математикой, который бы мог передать свой запал ребенку».

Не обязательно после этого ваш ребенок начнет блистать на уроках и приносить отличные оценки.

Но он поверит в свои возможности и умения, почувствует себя лучше, избавится от тревоги и страха, и начнет, наконец, получать удовольствие от занятий математикой!

Разве этого мало?

Как помочь ребенку стать увереннее в себе: дельные советы

Digital kids: как учить современных детей