Что должен знать ученик: проверяем подготовку третьеклассника
- Автор
- Дата публикации
- Автор

Ваш маленький ученик успешно закончил третий класс и обладает достаточным объемом знаний. Что именно узнал ребенок на уроках в школе и как он должен уметь применять их на практике, расскажем сегодня в нашей статье.
Что должен знать и уметь ребенок по украинскому языку
По окончании 3-го класса ребенок должен знать и свободно определять:
- части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
- части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз);
- члены предложения (главные - подлежащее и сказуемое, второстепенные - дополнение, обстоятельство, определение, союз, предлог).

По завершении курса украинского языка за 3-й класс ребенок должен уметь:
- грамотно и каллиграфически правильно списывать, а также писать под диктовку тексты;
- ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) и знаки препинания при однородных членах предложения;
- во время написания диктанта помнить об изученных правилах и орфограммах;
- разбирать слово по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс, основу слова;
- подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж, время);
- изменять имена существительные по числам, склонять их;
- изменять имена прилагательные по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
- изменять глаголы по временам и родам;
- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы, слова в прямом и переносном значении;
- производить синтаксический разбор предложений, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними;
- произносить предложения интонационно правильно;
- писать небольшие изложения по плану;
- определять тему и основную мысль текста, знать какие бывают типы текстов;
- делить текст на части, устанавливать связь между частями, знать что такое «абзац»;
- устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
- писать небольшие сочинения повествовательного характера по сюжетной картинке или личным наблюдениям.
Словарные слова: айстра, Батьківщина, бджола, ведмідь, вікно, волосся, вузький, вугілля, вулиця, вухо, голка, горіх, жайворонок,жовтий, жовтень, заєць, зозуля, іграшка, картопля, квасоля, кишеня, криниця, Київ, кукурудза, кращий, листя, лляти, майже, менше, нести, ножиці,огірок, овочі, подруга, сьогодні, сусідній, сусід, суббота, танцювати, тихше, товариш, тополя, робота, слухати, Україна, фартух, цибуля, часник, черевики, червоний, чорний, шия, щастя, щока, яблуко, яблуня и другие.

Что должен знать и уметь ребенок по математике
По окончании 3-го класса ребенок должен знать:
- названия и последовательность чисел от 1 до 1000;
- названия компонентов и результатов арифметических действий (сложение, вычитание, умножение, деление);
- таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
- правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них);
- единицы длины, массы, времени и соотношения соответствующих величин.
По завершении курса математики за 3-й класс ребенок должен уметь:
- читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000;
- выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;
- письменно складывать и вычитать двузначные и трёхзначные числа в пределах 1000;
- умножать и делить многозначное число на однозначное на основе таблицы умножения;
- выполнять проверку вычислений;
- решать задачи разных типов в одно-три действия;
- составлять задачи, обратные данной;
- выполнять краткую запись задачи одним из изученных способов;
- преобразовать задачу из сложной в более простую;
- выбирать действия и обосновывать свой выбор при решении простой и составной задачи на 2-3 действия;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
- решать уравнения и неравенства;
- строить прямоугольник, многоугольник, квадрат согласно заданным данным, находить периметр, площадь с использованием формулы;
- строить окружность заданного радиуса при помощи циркуля;
- выражать длину, массу, площадь измеряемых объектов, используя разные единицы измерения;
- выражать время, используя различные единицы измерения.
Знакомые данные:
Единицы измерения длины: 1 км = 1000 м, 1 м = 1000 мм.
Единицы измерения площади: квадратный миллиметр (мм2), квадратный сантиметр (см2), квадратный дециметр (дм2), квадратный метр (м2), квадратный километр (км2).
Соотношения: 1см2 = 100 мм2, 1 дм2 = 100 см2, 1м2=100дм2

Что должен знать ребенок по литературе
По окончании 3-го класса ребенок должен знать обладать следующими навыками:
- осознанно читать вслух не менее 80 - 90 слов в минуту;
- правильно, выразительно и с определенной скоростью читать тест целыми словами с переходом к чтению словосочетаниями, соблюдать ударения в словах, правильно интонировать, делать смысловые ударения и паузы;
- определять главную мысль прочитанного произведения, делить его на части и озаглавливать их;
- составлять простой план произведения в форме вопросов или предложений;
- находить в тексте слова и выражения, используемые автором для характеристики действующих лиц, для описания картин природы;
- самостоятельно находить в тексте незнакомые слова и выражения и с помощью учителя или по словарю выяснить их значения;
- понимать значение новых слов, состоящих из знакомых значимых частей (корня, суффикса, приставок);
- различать произведения по жанрам (стихотворение, сказка, рассказ);
- понимать текст, прочитанный про себя.
Знакомые авторы: Т.Шевченко, В.Сухомлинский, Е.Пчелка (О.Косач), Л.Костенко, А.Линдгрен, братья Гримм, П.Ершов, Ш.Перро, А.Костецкий, Д.Павлычко, Л.Глебов, В.Нестайко, О.Вишня и др.
Наша мама-форумчанка Сонечко рассказывает: «У сына сложности с сочинениями, я тоже их недолюбливаю… Но что делать, стараемся, благополучно пишем, и учителю вроде нравится. Хотя каждый раз он ноет: я не знаю, что писать, не могу ничего придумать... сажусь с ним, пытаюсь натолкнуть на мысль, сама диктовать не хочу, это ж уже вообще наглость... И вот как научить его писать сочинения? И читает много, и словарный запас большой, и обсуждаем прочитанное, пересказывает прекрасно, изложения, пересказы - свободно пишет, а написать 5 предложений по теме - все, ступор! А это ж все 11 лет будут в школе задавать. Я думаю репетитора какого взять для этой цели, может учительница сможет вложить ребенку в голову, как это делать, потому что я не могу».

Что должен знать ребенок по предмету «окружающий мир»
По завершении курса окружающий мир за 3-й класс ребенок должен знать и оперировать понятиями:
- человек - часть природы и общества;
- что такое тела, вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
- основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии);
- группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
- группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
- съедобные и несъедобные грибы;
- взаимосвязь между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- взаимосвязь между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
- правила гигиены, основы здорового образа жизни;
- правила безопасности дома и на улице, основные дорожные знаки;
- правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
- потребности людей, товары и услуги;
- роль природных богатств в экономике;
- основные отрасли сельского хозяйства и промышленности;
- роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
- Города Украины, их главные достопримечательности;
- страны, граничащие с Украиной (с опорой на карту);
- страны Европы, их столицы (с опорой на карту).
Дополнительные знания: в классе с помощью учителя оборудуется «Уголок природы», где ученики наблюдают за сезонными изменениями в природе. Во время изучения темы про растения дети самостоятельно выращивают их на подоконнике класса, зимой делают кормушки для птиц, весной сооружают скворечники. В течение учебного года организовываются экскурсии в музей природоведения, ботанический сад и т.д.

Приведенный нами перечень знаний и умений ребенка достаточно ориентировочный, и может меняться в зависимости от программы, по которой работает учебное заведение, в котором учится ребенок.
Желаем вам успехов, и пусть каждый учебный год вашего школьника будет добрым, подарит ему новые знания и уверенность в собственных силах!