Как правильно выполнять домашнее задание
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Увлекшись воспитанием своих детей и рекомендациями по воспитанию чужих, новостями из мира образования и рекомендациями передовых детских психологов, мы, внезапно осознали ужасную реальность: похоже, что очень многие родители, обзаведясь ребенком, бросают все свои силы и сосредотачивают все свои помыслы единственно на том, как его «развить», как его «улучшить» и «оптимизировать». Чтобы 12 по всем предметам, чтобы прыжки в длину на 10 метров, чтобы танцы, лепка и хоккей, чтобы домашнее задание тихо, аккуратно, с толком, чувством, расстановкой, чтобы стихи ямбами и хореями, в голосах и лицах, отскакивали от зубов. Чтобы минимум проблем и максимум профита. Купите себе ферму курей или огород гороха и добивайтесь от них повышения надоев и покосов. А дети – они не для того, чтобы нам, они для того, чтобы им.
В рамках восстановления справедливости и напоминания нам, родителям, о том, что они, дети, просто так, по любви, а не ради чего-то, мы обращаемся к самому популярному сейчас вопросу: «как делать домашнее задание»?
Итак, от лирики к практике:
Для того чтобы выполнить домашнее задание вам понадобится:
- Отдохнувший после уроков в школе ребенок, побегавший на свежем воздухе не менее часа
Всеми психологами мира категорически запрещено НЕ делать перерывов между уроками (или другими занятиями) и выполнением домашнего задания.
- Организованное, грамотно с точки зрения логики и удобно с точки зрения ребенка, его рабочее место
Не секрет, что в приятной обстановке и гвозди штамповать приятнее, а домашнее задание - всегда процесс творческий, требующий вдохновения. Да и дополнительная мотивация лишней не будет.
- Спокойная, тихая и дружелюбная атмосфера дома
Не требуйте от ребенка сосредотачиваться на уравнениях или чтении под крики телевизора, но и не пытайтесь обеспечить лабораторные условия.
- Максимум 2 часа времени для учеников 1-4 класса с учетом выполнения творческих занятий
Дольше – просто нельзя. Это не только психологи, это и педиатры говорят. Если не укладываетесь – ищите системную ошибку, изобретайте другие подходы к учебе, откорректируйте режим дня.
Выбираем того, кто выполняет домашнее задание:
- Ребенок? Конечно же.
Дело в том, что домашнее задание задается ребенку. Он как раз и в школе был, и тетради на его имя. Однако, самостоятельно, без помощи родителя и без контроля родителя за результатами, никак не обойтись. В этом случае руководствуемся старым добрым принципом: помогаем тогда, когда ребенок просит о помощи. Если ребенок рад, что вы не сидите над душою, о помощи не просит и рад стараться понаписать всякого бреда в тетрадь – приучите его делать задания прежде в черновике. Выполнение домашнего задания производится ребенком максимально самостоятельно на всех этапах: от записывания его в дневник, до складывания рюкзака после выполнения всех домашних заданий по списку уроков на завтра.
- Родитель? Ни в коем случае.
У вас уже должен быть свой аттестат о законченном среднем образовании. Как минимум. Будьте помощником и советчиком, а не надзирателем. Поскольку основные причины проблем при выполнении домашнего задания следующие:
- рассеянность ребенка в связи с усталостью,
- незнание ребенком методов и принципов самого процесса выполнения домашнего задания,
то, если с первым пунктом проблем нет, родители должны научить ребенка учится, учится самостоятельно, а не писать под диктовку. Также ребенок должен понимать, что его внимание на уроке, когда учитель объясняет материал, а дома его нужно только закрепить – в его же интересах. Потому что мама, папа или бабушка – вне программы, даже если они физики-ядерщики, и их знания, далекие от школьных требований, не всегда помогут, а чаще навредят.
Как именно происходить процесс выполнения домашнего задания:
- Этап первый – «Прием, как слышно?»
В начале любого учебного года, первый он, или уже четвертый, первые 2-3 недели «повесите» у ребенка над головой. Если это касается первоклашек – процесс может растянуться на неопределенный срок в зависимости от особенностей ребенка. Для начала убедитесь в том, что он умеет:
- заполнять дневник, записывать домашнее задание и расшифровывать его дома
- заполнять тетрадь (дата, задание)
- пользоваться учебниками (где обозначена страница и параграф, как выглядит типовое задание, как выглядит типовой пример, какие есть условные обозначения в книге)
- пользоваться черновиком (зачем и в каких случаях это необходимо)
- пользоваться справочными материалами (словарями, интернетом)
- проверять выполнены ли все пункты задания, проверять ответы (если есть)
- помогать себе, пользуясь очевидными подсказками из самого задания
- Этап второй – «Сама-сама, не маленькая»
Ребенок вполне способен выполнить домашнее задание самостоятельно, если он понял материал в школе. Если ребенок понял основные принципы выполнения домашнего задания, то на этом этапе мамы жарят блинчики, папы смотрят футбол, а бабушки вяжут носки. Ребенок учится, не мешайте. Он обращается за помощью – бросьте все и вникните в суть проблемы, не решая саму задачу за ребенка. Дойдите до понимания ребенком данного примера, если есть сомнения – сделайте вместе пару похожих заданий в черновике. Далее дайте возможность решить задачу самостоятельно.
- Этап третий – «Контрольный выстрел»
Обязательно, пока вы не поймете, что в этом нет вообще никакой необходимости, проверяйте, как именно выполнены ребенком задания. Корректируйте и подсказывайте, как можно облегчить или ускорить решение того или иного предмета. Если ребенок делает много ошибок, проверяйте прежде черновик, потом – чистовик. И, конечно, будьте терпеливы и сдержаны (см. самый первый абзац).
Важно: Позитивный цинизм родителей при выполнении домашнего задания
Здоровый цинизм родителям крайне необходим. Потому что никто не идеален: ни мы, ни наши дети, ни наши школы. Приучая ребенка к ответственности и самостоятельности, не лишайте его свободы и самовыражения. Ведь учеба – это творчество, а творчество иногда, а точнее – очень часто, не терпит строгого режима. Не страшно иногда отдохнуть, «забить», выучить потом или сказать учителю, что забыл тетрадь. Это – так называемая «социальная ловкость», а совсем не вранье. Особенно это необходимо, если ребенок устал, заболел, перевозбудился (семейные праздники и т.п.). также это важно, если вы по объективным или субъективным причинам выпадаете из режима «отдых- работа», то есть если домашнее задание делается после 8-9 вечера. Ничего от него не отвалится, как и от школы, впрочем. Домашнее задание - всего лишь домашнее задание, а не все огромное и прекрасное Детство, которое так быстро проходит и никогда-никогда не возвращается.
*Из личного опыта сумасшедшей матери
Письмо в редакцию