Психологические аспекты подготовки к ВНО

Автор
Психологические аспекты подготовки к ВНО

Мы продолжаем подготовку к ВНО, но сначала – повторение пройденного.

Итак, мы выяснили, с чего начать подготовку к ВНО-2014. Мы решили, что на первом этапе подготовки вашему выпускнику важно, во-первых, определиться с направлением/профилем обучения в вузе, во-вторых, реально оценить свой уровень притязаний на баллы ВНО, в-третьих, с вашей помощью начать (а еще лучше – и результативно завершить) активный поиск репетитора или курсов подготовки, которые помогут вашему взрослому ребенку начать дрейф между айсбергов ВНО. Все сделали, а тревога, волнение не проходит? Вот и давайте обсудим такой важный аспект, как психологическая подготовка к внешнему независимому тестированию.

Подготовка родителей

Для начала поговорим о вашей, уважаемые родители, психологической готовности к этому испытанию, ведь от того, в какой семейной обстановке будет находиться выпускник весь длительный период подготовки к тестированию, будет зависеть качество его работы и, в конце концов, результаты ВНО.

Задавайте вопросы о подготовке к ВНО-2014 на форуме >UAUA.info. На протяжении всего учебного года вы получите оперативные ответы специалистов.

Совет № 1 от психолога: не возводите тему подготовки к внешнему тестированию в ранг проблемы. Это не проблема, а очередной рабочий вопрос, к которому нужно подойти спокойно и грамотно, правильно рассчитав свои силы и возможности. Поверьте, ровно через год вы будете смотреть на него совсем другими глазами.

Совет № 2: не школярствуйте! Не просите репетитора или учителя-тренера на курсах за каждое занятие ставить оценки вашему чаду в заведенный вами – специально для этого! – дневник или сразу сигнализировать вам, родителям, о проблемах. Всё, дневники оставьте для школы! В процессе подготовки к ВНО вам лучше всего взять на себя роль не направляющей и руководящей силы, а поддерживающей и следящей за здоровьем и психологическим состоянием вашего абитуриента. Почему? Да потому что выпускник начинает работать в новом, не урочном, а тестовом режиме. Вполне возможно, что не все у него поначалу будет выходить так правильно и быстро, как это требуется на самом тестировании, и оценивать на рабочем этапе его достижения и неудачи по привычной 12-бальной шкале будет неправильно. Именно для этого и существует период подготовки, чтобы научитьсяи выйти на заветные рубежи! На протяжении всего этого периода рядом будет находиться профессионал-наставник, который со знанием дела организует процесс обучения и шаг за шагом, этап за этапом поведет своего подопечного к заветным баллам. Да и если ваш ребенок не будет прогрессировать или начнет отлынивать от работы, педагог, который несет ответственность за подготовку доверенного ему абитуриента, сам подаст вам сигнал SOS.

Психологические аспекты подготовки к ВНО - изображение №1

Подготовка ученика

А теперь поговорим о главном сегодня – психологической подготовке к ВНО самого абитуриента. Мы обозначим два основных направления психологической подготовки, которые связаны с преодолением двух типов трудностей:

  1. Познавательные трудности
  2. Личностные трудности

Познавательные трудности связаны, в первую очередь, с недостаточным объемом знаний или недостаточной степенью их усвоения и систематизации. Если абитуриент хорошо мотивирован, то есть осознает, что получить свои победные баллы на ВНО он сможет, опираясь исключительно на свою крепкую базу знаний, то, безусловно, на старте подготовки его будут страшить «пробелы», недополученное или основательно забытое в учебном материале. Избавиться от этого страха можно и нужно в процессе предметной подготовки к тестированию. Рядом с опытным, уверенным в силах своего ученика наставником ваш ребенок будет чувствовать себя с каждым занятием все более спокойно, уверенно и выйдет на финишную прямую с осознанием того, что он готов к испытанию.

Если у старшеклассника развиты такие психические функции, как высокая мобильность, устойчивая работоспособность, высокий уровень концентрации и произвольности внимания, четкость мышления, если он привык к самоорганизации и четкому формированию плана своих действий, он, безусловно, быстрее и легче преодолеет познавательный барьер.

Больше потрудиться, причем в одинаковой степени как над учебным материалом, так и над своим характером, усидчивостью придется тем, у кого эти вышеназванные качества отсутствуют или плохо развиты – иными словами, кто так и не научил учиться. Практика подготовки к тестированию показывает, что правильная мотивация, то есть понимание, во имя чего организуется весь длительный процесс подготовки – во имя достойных баллов в сертификате ВНО! – способна преодолеть любую лень, запущенность знаний и дает превосходные результаты.

Личностные трудности связаны с недостаточным представлением о самой процедуре прохождения внешнего независимого тестирования, отсутствием поддержки со стороны взрослых, самостоятельности, что может приводить к повышенному уровню тревожности, наличию предрассудков о ЗНО, неадекватной заниженной или, наоборот, завышенной самооценке. Оптимальный тренажер в преодолении этого типа трудностей – занятия в мини-группах: и индивидуальный подход и контроль со стороны уителя обеспечены, и в то же время, постоянное пребывание в реальном конкурентном окружении позволяет абитуриенту держать свой уровень конкурентноспособности под контролем и формирует навык сосредоточенной работы над тестами в аудиторных условиях. Также на подготовительных занятиях ваш взрослый ребенок должен научиться планировать и распределять время, учитывая структуру тестов (у всех предметов она разная) и исходя из собственного темпа работы, что позволит снизить не только тревожность, но и вероятность описок, ошибок по невниманию, а также поспособствует тому, что абитуриент сделает больше заданий – и тем самым повысит вероятность успеха. Эмоциональная стабильность и снятие повышенного уровня тревожности – вот к такому конечному результату должна привести психологическая подготовка вашего ребенка к ВНО. К личностным трудностям давайте добавим и процессуальные, которые связаны с отсутствием понимания четкой последовательности действий, поскольку сама процедура сдачи ВНО абитуриенту, да и вам, наши читатели-родители, практически неизвестна. Именно поэтому будет полезным в психологическом и эмоциональном плане весной посетить одно пробное внешнее независимое тестирование (больше ни к чему!), чтобы получить опыт именно в представлении об организации процедуры прохождения ВНО.

И, заканчивая наш разговор на такую важную тему, как психологическая подготовка к ВНО, еще раз вам напомним, что от комфортной, спокойной, доброжелательной обстановки в семье и на подготовительных занятиях напрямую зависят баллы на ВНО.

Ровное, хорошее настроение, отсутствие излишнего напряжения – это тоже бонусы в копилку предстоящих побед!

Готовьтесь к тестированию спокойно, будьте уверены в силах своего ребенка, вселите в него эту уверенность – и успех будет на вашей стороне!

Автор: Елена Сухих, руководитель Центра Интенсивной Подготовки «Clever ЗНО»