Режим дня для школьника

Автор

«Дисциплина», «режим», «распорядок» - все эти слова немного пугают даже нас, взрослых. А дети, они ведь такие… дети, какая уж там дисциплина. Но! Без полного ее отсутствия, без хоть какого-то режима, без знания своих обязанностей и прав, ребенок вырастет неорганизованным и безвольным.

Зачем. Режим дня нужен, чтобы:

  • ребенок чувствовал себя увереннее, а родители – спокойнее
  • ребенок успевал делать то, что необходимо, имел свободное время и знал свои обязанности
  • родителям не приходилось каждый день «строить мир» с ноля
  • не было лишних или недостающих вещей и действий, которые обнаруживаются в последний момент

Комментарий детского и семейного психолога, Татьяны Белоус:

«Жизнь школьника совершенно не похожа на жизнь ребенка в детском саду - наличие хоть какой-то структуры поможет ему легче принять школьный режим. Распорядок дня, конечно, должен создаваться индивидуально: есть дети более слабые, им нужно отдыхать дольше и чаще между занятиями в школе и домашним заданием. Очень важно, чтобы в режиме дня было прописано время «отбоя». В режим дня должны быть внесены и ограничения и послабления: например, недопустимо делать уроки до позднего вечера, не имея возможности отвлечься, поиграть. Учитывайте потребности ребенка, его характер и физические данные: детям необходимо чередовать интеллектуальную и физическую деятельность, бывать на свежем воздухе, иметь личное время на своей территории».

Кому. Детям дошкольного возраста распорядок дня может быть еще и не нужен, хотя приучать детей к дисциплине, знакомить их с обязанностями и правами за день до школы – немного поздновато. Начни пораньше приучать ребенка, например: когда ложатся спать, когда садятся ужинать, почему после игры собирают игрушки, а утром чистят зубы. Ребенку садиковского возраста, возможно, захочется иметь и свой, детский, режим дня, но сейчас речь идет о детях, которые собираются пойти в школу или уже ходят в нее.

Особенно ценным такой режим дня будет для детей, которые ходят на дополнительные занятия, курсы, кружки или секции. Огрызок бумажки на холодильнике с надписью «вт-пт - алла григориевна-гимнастика,кроме четных», возможно, очень помогают родителям, но совершенно не несет никакой смысловой нагрузки для ребенка.

Более того, новый ритм жизни сбивает ребенка с толку, слишком много всего и все новое: опоздания, забытое домашнее задание и не собранный рюкзак за 15 минут до выхода в школу – норма жизни, но она еще больше усугубляет растерянность ребенка. Младшеклассникам режим дня, понятный, четкий, удобный – просто необходим.

Как. Можно сто раз повторять одно и то же, а можно написать, распечатать, наклеить и вуаля! Это уже документ, а документ, даже дети знают, - вещь серьезная, против нее так просто не пойдешь. Первый в жизни письменный договор с ребенком – ответственное совместное (!) дело: в его создании (например, в выборе персонажей для коллажа) обязательно должен участвовать ребенок: то, что ему нравиться, хотя бы визуально, он будет выполнять с большим удовольствием. Когда режим дня будет готов – и родитель, и ребенок должны прочесть его, обсудить все пункты, убедиться, что нет недопонимания и все правила ясны и полностью устраивают обе стороны, и скрепить подписью (ребенок может просто написать свое имя).

Итак, какова возможная структура "режима дня":

Вот тебе незатейливый пример, от которого ты можешь отталкиваться, а можешь придумать свой. Покупать готовые плакаты и календари с распорядком дня тоже можно, но, во-первых - они все ужасно некрасивые, во-вторых - это неинтересно, в-третьих - совершенно не привлекает ребенка.

Изображения, которые есть в коллаже могут меняться в зависимости от того, на что ты хотела бы обратить внимание ребенка: может быть, он забывает собрать рюкзак, а может не любит сам одеваться. Под каждой из картинок должно стоять время, которое предположительно занимает процесс, и его описание. Например, так: «07:45- 08:00 – чистим зубки, умываемся, расчесываем волосы»; «08:40-14:00 – весело и интересно проводим время в школе, слушаем учительницу, узнаем много нового…», или «16:00 – 18:00 – свободное время».

О пункте «свободное время»: он должен быть обязательно, хотя бы час-два в день ребенку нужно позаниматься чем-то своим, не руководствуясь мамиными указаниями или школьными заданиями.

Подробнее о свободном времени и правом на него в детстве читай в материале «Мамины ошибки: как их избежать?»

Можно включать в расписание и выходные дни, не детализируя, как будние, но обозначить важные регулярные мероприятия и действия ребенка: уборка в комнате, занятия в спортивном кружке, визит к бабушке и т.п.