К чему ты забыла подготовить своего первоклассника. Часть вторая

Автор
К чему ты забыла подготовить своего первоклассника. Часть вторая

Итак, в статье «К чему ты забыла подготовить своего первоклассника?» мы обсуждали физическую подготовку ребенка за месяц до школы.

Давай обсудим программу психологической и технической подготовки первоклассника.

Психологическая подготовка включает в себя, безусловно, очень много навыков, знаний и умений. Сейчас мы обсуждаем наиболее важные из них для хорошего начала учебного года твоего ребенка: умение знакомиться и заводить дружбу; знание правил поведения в школе, во время уроков и на переменах; умение защищать себя социально приемлемыми способами.

Умение знакомиться и заводить дружбу очень важно для первоклассника. От того появятся ли у ребенка друзья зависит то, с каким удовольствием он будет ходить в школу. Дети в возрасте 6-7 лет учатся по нескольким причинам. Во-первых, они хотят быть хорошими и любимыми родителями и они знают, что для этого нужно хорошо учиться. А во-вторых, им очень хочется дружить и играть. Проверь, умеет ли знакомиться твой ребенок с незнакомыми ему детьми. Очень часто нам кажется, что у нас общительный и веселый малыш, но обычно мы видим его в кругу уже хорошо знакомых ему детей и взрослых. Схема знакомства выглядит очень просто, но многим детям она не удается с первого раза. И часто детям нужно ее рассказать, показать и потренировать. Схема знакомства: «Привет(пауза для ответа)! Меня зовут Саша, мне семь лет, а тебя? (пауза для ответа). Давай с тобой поиграем в догонялки, прятки или во что ты захочешь?». После первого успешно прошедшего контакта стоит закрепить успехи несколькими вопросами к вновь обретенному другу: «Мой любимый фильм «Дети-шпионы», а твой?», «Я люблю кататься на велосипеде, а ты катаешься на чем-то?» и т.д. Дальше все должно пойти само собой, иногда стоит произнести сокровенную фразу «Давай с тобой дружить», а иногда нет. Совершенно точно детям важно присмотреться друг к другу, прежде чем связывать себя обязательствами.

Для начала можно поиграть в знакомство игрушками, потом расскажи, как ты знакомилась со своими друзьями. И в конце попробуйте применить отработанную схему в «полях». Важно: не приучай ребенка знакомиться с помощью конфет или игрушек. Это вредно для его общественной жизни в школе, поскольку тогда все именно этого будут от него ждать, и дружить с ним именно ради этого. Хорошо, если на первый звонок в школу вы пойдете в компании будущих одноклассников, ведь одному совсем не так страшно.

Знание и понимание правил поведения в школе – это необходимый минимум, который важно ребенку дать перед тем, как он пойдет в первый класс. Когда известны правила – ребенку понятно, что он делает правильно, а что нет, и от этого ему становится спокойней. Мы рекомендуем предварительно поговорить с основным учителем и узнать о том, что считается им недопустимым, а что приветствуется. Например, многие учителя считают катастрофой уход ребенка из класса во время урока в туалет, а кто-то готов даже помочь переодеться после физкультуры. Кто-то позволяет высказывать свои мысли на уроке, а кто-то ждет исключительно четкий ответ на поставленный вопрос. Услышанные от учителя правила нужно сформулировать и попробовать поиграть по этим правилам в школу. Сначала ты можешь быть учеником. Дети любят ставить оценки, задавать вопросы и хватить мам за отгаданную загадку. Потом вы могли бы поменяться ролями. Тема уроков должна быть интересной и веселой: загадки, поделки, прыжки и т.д.

Кроме того, сейчас есть совершенно чудесные и интересные книги, которые мы рекомендуем вам для совместного чтения, в которых обыграно множество школьных ситуаций и то, как правильно себя вести на уроках: М.А. Панфилова «Лесная школа. Коррекционные сказки для младших школьников», «Удивительные приключения в лесной школе» Всеволода Нестайко, «Дневник мамы первоклассника» Маши Трауб, «Денискины рассказы» Д. Драгунского.

Во время чтения книг и игр обрати особенное внимание ребенка на то, что учитель – это человек, который помогает понять и разобраться в сложных ситуациях. Потому очень важно задавать вопросы, когда что-то непонятно или обращаться за помощью к учителю. Часто дети совершают ошибки или перестают слушать учителя именно из-за их полного непонимания того, что именно им нужно сейчас делать и к кому обратиться за советом.

Умение защитить себя, свои личные вещи – одно из самых важных умений в школе. Конечно, ребенок будет этому учиться на протяжении всего школьного периода. Тем не менее, важно рассказать ему о том, как это можно делать. Драться и давать сдачу в школах запрещено, учителя просят пострадавших учеников жаловаться на обидчиков непосредственно им самим. Ничего хорошего в этом, конечно, нет, поскольку обычно все конфликты происходят вне поля зрения учителя. Расскажи ребенку о том, что в первую очередь стоит спокойно попросить прекратить обзываться, вернуть игрушку, пенал. Во вторую, высказать свою просьбу строгим и твердым голосом. И только в третью, идти в непосредственное наступление. При наступлении важно не толкать противника на парту, не тыкать в него линейкой или ручкой, поскольку это может повлечь за собой серьезные травмы. И только, если все это не помогло – можно обратиться к учителю. Часто дети с удовольствием тренируют «командно-устрашающий» голос, главное, чтобы это не распространялось и на родителей.

Опыт:

Оля: «Я рассказывала своим детям о нескольких ситуациях, когда у меня что-то не получалось в школе: прыжки на скакалке, заглавная буква «В», ответы у доски. Им было очень интересно узнать, что их мама тоже когда-то ошибалась, поэтому они тоже имеют право на ошибки. Они внимательно слушали, смеялись, сопереживали и давали советы».

Комментарий специалиста:

Детский психолог, психотерапевт, центр помощи детям «Город счастливых детей», Наталия Александровна Пашко:

«Первое время даже самый созревший для школы ребенок будет воспринимать это как игру, и главная миссия родителей – помочь ребенку овладеть ролью будущего ученика. Первое, что нужно для этого сделать – освоить территорию: осмотрите школу, побегайте на стадионе, познакомьтесь с учителем. При этом восхищайтесь – спортзалом, шириной коридоров и т.п. – это даст необходимую эмоциональную привязку. Желательно познакомить ребенка и с его будущими одноклассниками, вместе хоть несколько раз пойти на площадку, пикник. Не менее важно приобщать ребенка к выбору всех школьных атрибутов, опять таки эмоционально наполняя роль будущего ученика. Пользуйтесь тем, что сейчас ребенок ориентирован на родителей, а не на учителей (это пока еще). Разыгрывайте ситуации в школе с выполнением заданий (и тестом на усидчивость): что делать на уроке, как вести себя на перемене».