Как психологически подготовить ребенка к 1-ому сентября?

В прошлой статье мы говорили о том, какие шаги лучше предпринять маме, чтобы минимизировать для себя переживания относительно первого сентября. Сегодня же говорим о том, как помочь своему ребенку максимально комфортно адаптироваться к школе. Мы не будем в рамках данной статьи рассматривать те навыки и умения, которые требуются от ребенка к моменту поступления в школу. Центром внимания станет психологическая готовность. Итак, основной задачей является сведение стрессовой нагрузки к минимуму. Все мамы прекрасно понимают, что для ребенка поход в школу – это стресс. Причем достаточно ощутимый. Даже для любого взрослого человека смена привычного уклада жизни или работы является поводом для волнения и переживания. А уж для ребенка эти переживания значительно сильнее.

Поэтому перечислим основные приемы, как сделать этот стресс минимальным:

1. Предварительное знакомство ребенка с учителем. Вполне закономерно, что первый учитель – это очень значимая фигура в жизни ребенка. С ним ему предстоит проводить много времени, и он, несомненно, будет оказывать свое воздействие на дальнейшее формирование характера Вашего ребенка. Поэтому будет лучше, если это знакомство не будет внезапным. Будет лучше, если ребенок сможет познакомиться с учителем заранее и уже успеет привыкнуть к мысли, что этот человек будет теперь в его жизни одним из главных. Кроме того, на мой взгляд, обязательным условием должно быть, чтобы лично Вам этот учитель нравился, чтобы Вам было комфортно с ним общаться.

2. Предварительное знакомство со школой. Необходимо, чтобы ребенок до 1-го сентября уже не раз побывал в своей будущей школе, знал, где находятся кабинеты, туалет и пр. Это позволит избежать ощущения потерянности во время событий 1-го сентября, когда и без того будет много новой информации и впечатлений.

3. Предварительно сформированное положительное мнение о школе. Я не сторонник рассказов о том, как в школе все замечательно: дети чувствуют в таких «мотивирующих» историях подвох и неискренность, что вызывает, наоборот, еще большую настороженность. Поэтому будет лучше, если Вы честно расскажете, что Вам лично в школе нравилось. В этом будет слышаться искренность, пусть даже эти «плюсы школы» будут сомнительными. И не стоит пользоваться школой, как способом воспитания, например: «Вот в школе тебе никто не будет шнурки завязывать». Это может оттолкнуть ребенка, напугать.

4. Предварительно сформированный навык постоять за себя и самостоятельность. Для деток, посещавших детский сад, это будет не такой сложной задачей, как для «домашних» деток. Но, на мой взгляд, этот навык является, чуть ли, не самым важным. Если ребенок сможет спокойно реагировать на возможные конфликтные ситуации, то его интерес к обучению не будет падать от «подколок» одноклассников.

5. Предварительная совместная подготовка к школе. Я имею в виду совместную покупку формы, тетрадок, рюкзака и пр. Разумеется, необходимо, чтобы Вы направляли этот процесс, но его мнение должно обязательно учитываться. Даже если Вам кажется, что эти тетрадки не подходят. Также лучше заранее перестроить режим дня ближе к школьному (чтобы переход не был резким: то мультики и игры целый день, а то вдруг вставать рано, идти куда-то, сидеть и пр).

6. Ваше участие и поддержка. Пожалуй, это самое главное. Хоть ребенок и становится самостоятельным, но для него все еще Ваша поддержка необходима как воздух. Поэтому постарайтесь выслушивать его переживания относительно школы, не стараясь сразу переубедить или разуверить. Ребенку всегда немного страшно перед чем- то новым, непознанным, и будет здорово, если он в этом страхе будет не один.

Удачного 1-го сентября!

Автор: Дарья Селиванова, детский психолог, автор проекта //psihosomatika.com.ua/.