Почему не все дети одинаково успешны? Часть 2

Автор
Почему не все дети одинаково успешны? Часть 2

Часть 1. Освоение позиции Школьника у детей

Часть 2. Волевое развитие младших школьников

Часть 3. Почему не все дети одинаково успешны? Часть 1

Однако не только невнимание к типу нервной системы ребенка может снизить качество его учебы. Обсудим еще один важный фактор. Иногда родители удивляются, почему после одного и того же урока один ученик все запомнил, а другой не запомнил почти ничего. Приходится дома еще раз учить, тратить время. Если такая ситуация повторяется часто, родители начинают искать причины, просят психолога проверить память или внимание. Чаще всего ребенок показывает возрастную норму. Тогда недоумевающий родитель либо признает ребенка неспособным, либо будет видеть причину в педагоге, который плохо умеет учить.

Однако достаточно часто не виноват ни ребенок, ни учитель. А не запоминает ребенок потому, что воспринимает информацию не в той форме, в которой ее преподносит педагог.

Как ребенок, да и любой взрослый может получать знания? Наиболее важными являются три способа: зрение, слух и ощущения. Эти способы обычно называют визуальным, аудиальным и кинестетическим. Иногда из визуального выделяют еще один способ — логический, который опирается на восприятие формул, графиков, схем. Любой человек умеет пользоваться каждым из выделенных способов, но имеет свой наиболее «любимый», наиболее легкий. Интересно, что и передавая информацию другому, человек будет использовать этот же способ. Получается, что способ восприятия и способ передачи знаний у одного и того же человека совпадают.

Однако есть дети, у которых только один способ восприятия хорошо развит, остальные слишком трудны для использования. Именно эти дети могут не усваивать информацию на уроке и производить впечатление забывчивых в случае, если их способ получения знаний не совпадает со способом подачи его учителем, который, как и всякий человек, имеет свой предпочитаемый способ.

В особо сложной ситуации могут находиться дети-кинестетики, поскольку для хорошего усвоения материала им надо потрогать, разобрать, сложить или произвести какие-то другие действия с ним, на что времени на уроке практически не остается.

Какой можно сделать вывод? Если ребенок плохо усваивает, запоминает учебный материал, необходимо в качестве одной из возможных причин рассмотреть несовпадение его способа получения информации и ее преподавания. Если с помощью школьного психолога эта причина подтверждается, нужно, конечно, помогать ребенку развивать те способы, которые у него плохо «работают». А пока, если мы хотим поговорить с ним «по душам» о чем-то важном, будем использовать предпочитаемый способ ребенка. Если ребенок кинестетик, будем включать в речь описание своих ощущений. К примеру, если его очень огорчают невыученные уроки, можно сказать так: «Когда я проверяю твои уроки и они оказываются невыученными, меня как будто колют тысячами иголок, так мне плохо».

Если ребенок визуал, — включаем образы: «Давай посмотрим на перспективы того, что ты не делаешь уроки. Заглянем в будущее. Какие картинки у тебя всплывают?» Если аудиал: «Расскажи мне, почему тебе не удалось их все-таки сделать». Если логик: «Давай строить график твоих невыученных уроков. Тогда мне можно будет не беспокоиться и заранее предполагать, в какой из дней они не будут сделаны».

Кроме разговора «по душам» с использованием предпочитаемого способа, необходимо научить ребенка делать уроки. Кинестетику можно позволить на столе держать неубранные вещи, чтобы по мере выполнения заданий он мог бы потрогать, повертеть их. Визуалу нужно предлагать делать рисунки перед выполнением задачи, при прочтении текста, при запоминании стихов. Рисунки можно потом использовать как опоры при воспроизведении учебного материала. Некоторым визуалам трудно работать по устным инструкциям, тогда их нужно переводить в письменную форму. Аудиалу нужно предоставить возможность прочитать вслух (можно шепотом) условие задачи, учебные тексты, вслух ответить на предложенные вопросы. Логику будет проще решить задачу, если он сделает к ней чертеж. Легче запомнить текст, если он будет делить его на части и выделять в них главный смысл.

Конечно, не только тип нервной системы и преобладающий канал восприятия информации, а также правополушарность могут влиять на учебную успешность, но и особенности мышления, внимания, памяти, наличие тревожности и импульсивности. Поэтому основная помощь родителей ребенку должна заключаться в том, чтобы они не мирились с учебными неуспехами ребенка и не перекладывали на него полную ответственность («Ты не хочешь учиться, не стараешься...»), а обращались к специалистам за полной диагностикой познавательных и личностных особенностей учащихся. На ее основании нужно определить оптимальные условия для обучения ребенка как дома, так и в школе.

Может встать вопрос, а что, разве мой ребенок так уж плох, что нужно создавать ему какие-то особые условия? Нет, просто школа — методы преподавания, учебники, темп урока — рассчитана на усредненного ученика. А если ребенок существенно от него отличается, при этом может быть и в более сильную строну, то в школе он попадает в заведомо неблагоприятные для себя условия и часто обречен на неуспех. Именно поэтому нередко высокоодаренным детям в школе бывает непросто.

Итак, в младшем школьном возрасте у ребенка формируется учебная активность. Предпосылкой ее можно назвать появление у него позиции ученика. Основным условием — возможность достигать учебного успеха.

А что произойдет, если ребенок с трудом будет осваивать позицию ученика или по каким-то причинам будет обречен на частый неуспех. Наиболее частый вариант такой ситуации — «уход в слабость», то есть ребенок будет часто болеть или лениться. В нашей культуре быть больным и ленивым довольно привлекательно. Больной человек вызывает всеобщую жалость, а ленивый почему-то считается умным. Недаром иногда родители с плохо скрываемой гордостью говорят о своем ребенке: «Он умный, но ленивый». Однако если ребенок в школе стал чаще болеть, чем до этого, или систематически не хочет делать домашнее задание, вероятнее всего, речь идет о том, что он уже не надеется добиться успеха в учебе.

Из рассказа учительницы. Я пришла работать в новый класс — пятый. На одном из уроков дала детям очень легкое задание, чтобы они все могли получить пятерки и вдохновиться на дальнейшую учебу. Смотрю, один ученик даже не приступил к работе. Я спрашиваю.

— Почему ты не делаешь? Разве не хочешь получить 5?

До сих пор помню его большие удивленные глаза:

— А я и не стараюсь. Разве у меня получится?

Я проработала с классом год, потом переехала в другой район — спальный, уходила из школы. Мама этого ученика предлагала помочь мне получить квартиру рядом со школой. Оказывается, ее сын только в пятом классе захотел ходить в школу.

Если же в ситуацию хронического неуспеха попадет активный ребенок, то у него возможно формирование компенсаторной активности. Он будет проявлять активность не в учебе, а в какой-то другой деятельности, в которой он сможет достигнуть успеха, например, в игре в футбол на прогулке. Нередко это оборачивается нарушением правил поведения на уроках, драками на переменах, то есть тем, чем можно привлечь внимание взрослых и сверстников. Нередко неуспешные дети начинают скучать по детскому саду.

Миша, 7 л. В воскресенье к нам в гости приехали наши друзья с семилетним внуком Мишей. Я стала расспрашивать его о семье, о том, чем он увлекается. Он очень эмоционально и увлеченно рассказывал мне, что любит играть в компьютерные игры, описал подробно каждую из них, приглашал в гости поиграть вместе. Но когда я спросила, нравится ли ему в школе, он весь сжался и буркнул: «Нет». Я спросила: «А что тебе там не нравится»?— «Не нравится и все», — ответил ребенок, еще больше зажимаясь. «А в садике было лучше?» — спросила я. — «Да! Там была такая здоровская воспитательница. И мы играли. И она давала нам рисовать то, что мы хотим. Она давала нам сколько угодно бумаги, карандашей, фломастеров, и все такое яркое! Однажды мой рис. даже на стенку повесила!» — рассказывал он. По мере рассказа Миша все более воодушевлялся, начал улыбаться и снова потянулся ко мне. «Ты, наверное, очень старался, когда рисовал?» — спросила я. «Да не очень. А она повесила и сказала, что очень красиво. На меня все ребята смотрели, некоторые просили подарить им рисунок. Но я подарил его воспитательнице. Она очень обрадовалась» — «Тебе бы хотелось вернуться в детский сад?» — «Да!»

В начале младшего школьного возраста ребенок осваивает позицию школьника — с ее освоением начинаются первые шаги ребенка в школе.

Младший школьный возраст является очень важным для формирования воли ребенка. Взрослым нужно давать детям посильные задания, побуждать их совершать волевые усилия, обязательно хвалить за достигнутое.

В начальной школе ребенок должен с помощью взрослых научиться достигать успеха в учебной деятельности. Это является необходимым условием для того, чтобы в будущем его учебная активность всегда включалась, когда это необходимо.

Как же ведёт себя ребёнок, которому не удаётся добиться успеха? Он прибегает к «уходу в слабость», то есть в болезнь или в лень. А иногда заменяет стремление к успеху демонстративным поведением, открытым нарушением школьных норм и правил.

Если у ребенка в школе не получается хорошо учиться, надо искать причину этого и помогать как самому ребенку, так и окружающим его взрослым оптимизировать условия его обучения, опираясь на его индивидуальные познавательные и личностные особенности.

Если ребенок пасует перед трудностями; бросает дела, когда у него они сразу не получаются, воля ребенка в должной мере не развивается. Необходимы специальные воздействия взрослых по оптимизации этого процесса.

Главы из книги: В каждом ребенке – солнце?

Родителям о детской психологии.

Автор: Хухлаева О.В.

Книга любезно предоставлена издательством «Генезис»:

//www.knigi-psychologia.com/product_info.php?products_id=2060

Часть 5

Часть 6