Почему не все дети одинаково успешны? Часть 1

Автор

Часть 1. Освоение позиции Школьника у детей

Часть 2. Волевое развитие младших школьников

Имеются две воспитательные крайности, каждая из которых таит в себе серьёзную опасность. Первая заключается в том, что ребёнка изнеживают и волю его расслабляют, избавляя его от необходимости прилагать какие-либо усилия, между тем готовность употребить усилие, чтобы чего-нибудь достигнуть, — совершенно необходимая в жизни, не даётся сама собой, к ней нужно приучать, лишь сила привычки может облегчить трудность усилия: совершенно не привычное, оно кажется непосильным. Другая — тоже немалая — опасность заключается в перегрузке детей непосильными заданиями. Такие задания обычно не выполняются. В результате создаётся привычка бросать начатое дело незавершённым, а для развития воли нет ничего хуже. Для выработки сильной воли первое и основное правило — доводить раз начатое дело до конца, не создавать привычки оставлять незавершённым то, за что взялся.

Однако как быть с действительно трудными заданиями, которые, тем не менее, нужно довести до конца. Можно использовать следующие приемы.

  • Расчленение задания на части и выполнение их в облегчённых условиях.
  • Разучивание специальных и подготовительных упражнений, создающих уверенность в выполнении основного задания.
  • Выполнение первых элементов задания вместе со взрослыми.
  • Исключение замечаний с подчёркиванием боязливости детей; например, «Не бойся, это не трудно».
  • Одобрение ребёнка, внушение ему уверенности в том, что он сумеет выполнить задание, например, «Я верю, у тебя все получится».

Итак, волевое развитие ребенка в младшем школьном возрасте делает настоящий скачок. Его можно считать «мотором» учебной активности. Но активность будет в полной мере формироваться, если, помимо «мотора», она будет достигать своей цели — высокого учебного результата. Любая активность, если она не достигает результата, начинает постепенно затухать.

Поэтому остановимся на том, почему не все дети, находящиеся примерно в одних и тех же условиях, к примеру, перешедшие из одной группы детского сада в один класс, одинаково успешны.

Действительно часто родителей и педагогов удивляет, почему успехи ребенка в школе ниже, чем могли бы быть. Почему по результатам психологической диагностики у него высокий уровень развития мышления, а за контрольные работы он получает не только «четверки», но порой и «тройки»? Почему психологи утверждают, что у него все в порядке с вниманием, а учителя сетуют на невнимательность ребенка? К тому же они говорят, что он сильно устает, а врачи не находят у него проблем со здоровьем?

Оказывается, на успешность обучения в школе может сильно влиять тип нервной системы ребенка. Поэтому необходимо, чтобы педагоги и родители знали об этом, учитывали особенности типа нервной системы в организации урока, подготовке домашнего задания, то есть помогали ребенку находить свои сильные стороны и компенсировать трудности.

Итак, что такое тип нервной системы и как она влияет на процесс и результат обучения? Это понятие было введено И.П. Павловым. Он считал, что наиболее важная характеристика нервной системы — сила процесса возбуждения, которая отражает ее работоспособность и проявляется в способности выдерживать сильное возбуждение, не переходя в так называемое охранительное торможение для защиты от непомерной нагрузки и истощения. С этой точки зрения можно говорить о сильном и слабом типах нервной системы, которые различаются, прежде всего, работоспособностью или утомляемостью, которая может быть оптимальной при определенных условиях.

Дети со слабым типом нервной системы имеют более низкую выносливость, а потому им требуется больше времени на выполнение заданий, чтобы дать отдых вовлеченным в работу нервным клеткам, тогда они сохранят оптимальную работоспособность. Кроме того, им подходит такое обучение, когда они имеют возможность выполнять качественно разнородные действия. Если им этого не обеспечить, они могут сами переходить к выполнению следующих действий до получения результата предыдущих, будут производить впечатление учеников, которые не доделывают работу до конца. А на самом деле у них просто включается охранительное торможение, которое помогает им избегать переутомления.

К примеру, при заучивании текста им полезны вспомогательные действия — деление текста на фрагменты, рисование мысленных картинок к ним, составление плана текста и т.п.

Если же дети действительно устали, следует подумать, как организовать их отдых. Может быть, стоит снизить внеучебную нагрузку (кружками, спортом).

В особо сложной ситуации оказываются мальчики, у которых отцы имеют «сильный» тип нервной системы, и которым эти проблемы незнакомы.

Тип нервной системы влияет и на приготовление уроков. «Сильными» детьми это может осуществляться за один присест (при наличии высокой мотивации). При этом допустим небольшой шумок. Общество сверстников не мешает, а только помогает их работе. Однако им иногда требуется некоторая «раскачка» в начале работы, поэтому предпочтительнее выполнять задания от легких к трудным.

Детям со слабым типом, наоборот, необходимы некоторые перерывы в работе, полная тишина и уединение. Приготовление уроков полезно планировать. Выполнять сначала более трудные задания. Предоставлять возможность тщательного контроля результатов. Можно предлагать составлять наглядные образы к устным заданиям, которые учащиеся потом смогут использовать в классе при ответах.

На работоспособность детей оказывает влияние степень нервного напряжения. «Сильные» дети в трудной ситуации увеличивают тонус умственной деятельности, в связи с этим время выполнения заданий уменьшается. Поэтому контрольные работы ими могут выполняться лучше текущих. У слабых в этой же ситуации тонус умственной деятельности снижается, а время выполнения задания увеличивается. Следовательно, качество контрольной работы может быть хуже. Родителям «сильных» детей можно всячески настраивать их накануне на успех, предлагать постараться, обещать поощрить. «Слабым» детям это противопоказано. Такие слова могут привести их к полному срыву контрольной. Даже если родители не будут говорить об ожидании успеха, но проявят это косвенно, например, будут с ребенком старательно готовиться к контрольной, ухудшение результата работы ребенка вполне возможно. Поэтому стоит слегка обесценить ее значимость, рассказать о собственных «провалах» контрольных, вместе посмеяться.

В то же время ученик со слабым типом должен иметь время, чтобы настроиться на ответ или контрольную. Иначе это тоже может быть разрушение деятельности. Поэтому учащихся не следует ставить в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа. Иногда им нужно предоставлять возможность давать ответы в письменной форме.

Причем настроиться ученик должен не только на время проведения, но и на форму. Контрольное задание должно иметь ему привычную форму. Иногда полезно давать задания по алгоритму, шаблону, единой схеме.

Получается своебразное «лезвие бритвы» — ученику нужно дать возможность подготовиться к контрольному мероприятию, но не переусердствовать, чтобы у него не включилось охранительное торможение.

Следующее, чем отличаются индивидуальные стили «слабых» и «сильных» детей — это соотношение в деятельности главных и вспомогательных действий. Что имеется в виду?

Оказывается, все действия, непосредственно ведущие к достижению определенной цели, делятся на главные, то есть непосредственно ведущие к достижению цели, и вспомогательные, которые организуют условия для выполнения главных действий (контролируют, подготавливают и т.д.). Например, в написании изложения главное действие сводится к прочтению текста, запоминанию и изложению его в письменной форме. Вспомогательные действия при этом: раскладывает удобно учебные предметы, написав абзац, прочитывает его, думает, о чем писать дальше, и т.п.

У детей со слабым типом нервной системы при свободном выполнении заданий количество главных действий меньше, чем вспомогательных. Для получения высокого результата им необходимо тщательно подготовить рабочее место, настроиться на работу, проверять ее в конце работы. Иначе ее результат будет хуже возможного.

А у детей с сильным типом, наоборот, главных действий намного больше, чем вспомогательных, то есть им требуется меньше времени на подготовку к работе, проверку правильности выполнения. Однако точность выполнения работы при этом может страдать. Поэтому взрослым необходимо побуждать их к этому, учить проверять работу, не торопиться.

Еще одна особенность касается планирования деятельности. Дети с сильным типом могут одновременно помнить и заботиться о нескольких заданиях без специального планирования. Детям со слабым типом лучше начинать новую работу, закончив предыдущую. Если необходимо сделать несколько заданий за длительный срок, то необходимо спланировать их выполнение.

Важно отметить, что дети со слабым типом нервной системы отличаются большей эмоциональной чувствительностью. Они сильно реагируют на такие внешние воздействия, которые другими детьми не были бы замечены. Однако у них довольно быстро наступает порог насыщения, после которого интенсивность реакций сильно снижается. Это необходимо учитывать взрослым при организации поощрений и наказаний детей. Слишком эмоциональное поощрение приведет к перевозбуждению и снижению работоспособности учащихся. А замечание учителя на уроке, вероятнее всего, приведет к ухудшению результата работы. Ему вполне достаточно одного взгляда педагога или родителя для того, чтобы изменить свое поведение. Нужно помнить, что у некоторых учащихся может сформироваться страх неудачи, тогда при выполнении задания они будут ориентироваться не на достижение успеха, а на избегание неудачи, что существенно снизит эффективность работы, приведет к снижению концентрации внимания. Поэтому таких детей необходимо учить умению переживать неудачу. Помимо страха неудачи, детям со слабым типом присуще психосоматическое реагирование на невозможность добиться желаемого учебного результата.

У сильных детей возможна другая трудность. Им для поддержания оптимального уровня возбуждения требуется проявлять высокую активность. Имеется в виду, что им необходимы энергичные или продолжительные двигательные реакции, моторные или интеллектуальные действия. Нужно избегать длительной монотонной эмоционально неокрашенной работы, так как она снижает внимание, вызывает истощение. Необходимо менять виды деятельности, предоставлять возможность выполнять задания своими способами. Помогать формировать самоконтроль результатов выполнения заданий. Учить планировать свои действия. Учить способам повторения пройденного.

Таким образом, если ребенок в школе недостаточно успешен, имеет смысл обратиться к специалисту-психологу и определить тип его нервной системы. Может быть, нужно помочь и самому ребенку, и педагогу в оптимизации условий обучения.

Главы из книги: В каждом ребенке – солнце?

Родителям о детской психологии.

Автор: Хухлаева О.В.

Книга любезно предоставлена издательством «Генезис»:

//www.knigi-psychologia.com/product_info.php?products_id=2060

Часть 4

Часть 5

Часть 6