Волевое развитие младших школьников

Волевое развитие младших школьников

Часть 1. Освоение позиции Школьника у детей

Как уже говорилось, настоящий скачок волевого развития приходится на младший школьный возраст. Рассмотрим, при каких условиях это происходит и как родителям наиболее оптимально помогать ребенку. Для начала определим, что такое воля.

Воля — очень многогранное понятие. Обычно в ней выделяют два компонента.

Первый — это умение сдерживать непосредственные импульсы и желания в связи с требованиями социального окружения, то есть сознательное управление своими действиями. Второй — умение совершать волевое усилие, мобилизовываться в трудной ситуации, доводить дело до конца.

И необходимо стремиться развивать не абстрактную волю и даже не абстрактную «силу воли», а конкретные выделенные компоненты воли, причем делать это поэтапно. Ни в коем случае нельзя пропускать начальный этап мотивирования ребенка к проявлению волевого поведения. Взрослые часто забывают о том, что ребенку делать это трудно, неинтересно и не нужно. В какой-то степени это напоминает ситуацию с приучением к опрятности, когда требуемое поведение нужно скорее взрослому, чем ребенку. Поэтому очень важно, чтобы ребенок сам захотел иметь сильную волю и узнал, в каких конкретных действиях она будет проявляться, например, не выкрикивать ответ на уроках, а ждать, пока не спросят, и т.п.

Обратимся к первому компоненту воли — умению сдерживать непосредственные импульсы и желания в связи с требованиями социального окружения, то есть к сознательному управлению своими действиями.

Если говорить о первокласснике, то уже в первые месяцы перед ним встает гора школьных правил, которые ребенку необходимо усвоить, причем достаточно быстро. Как поднимать руку, когда хочешь ответить? Как проситься в туалет на уроке? Что делать, когда звенит звонок? Сколько клеточек отступать после домашней работы? Сколько между примерами? Мы пробовали подсчитать количество правил, которые ребенок должен сначала просто запомнить, а потом и научиться выполнять, нам это не удалось. Одна из главных трудностей, с которой сталкиваются дети, в особенности активные, — это невозможность ответить на уроке всегда, когда ты хочешь это сделать. Действительно, когда ребенок знает ответ, ему очень хочется его произнести, он тянет руку. Но в классе много учеников, есть очередность ответов. И активиста начинают ругать за выкрики. Ему говорят: «Ты не один в классе» и есть вероятность того, что он перенаправит свою активность от познания, учебы, на что-либо другое, например, на баловство.

Следующий этап — тренировочный, когда ребенку даются игровые задания, с которыми он может успешно справиться и проявить волевое поведение. Здесь главное — помочь ребенку поверить, что он сможет это сделать. И только после этого можно переходить к привлечению ребенка к проявлению данного конкретного волевого поведения в реальной жизни. Когда оно автоматизируется, можно «запускать» следующее по той же схеме — постановка цели, мотивирование, тренировка, подведение итогов, то есть поощрение ребенка, постоянная фиксация его маленьких побед.

Конечно, не стоит ожидать быстрых результатов. Контроль взрослых за проявлением волевого поведения от 1 к 4 классу должен снижаться, но не исчезать полностью. Важно помнить, что если взрослый говорит «нельзя», а ребёнок продолжает выполнять запрещаемое действие, если после слов «надо делать уроки» ребёнок убегает и невыполнение требований остаётся для него без последствий, нужный стереотип волевого поведения не вырабатывается.

Есть еще один «маленький секрет». Ребёнку гораздо труднее подчиниться требованию не делать что-то, чем приказу делать что-то другое. Поэтому взрослым выгоднее выражать свои требования не в негативной, а в позитивной форме: «Ты уже большая девочка, покажи, как ты это умеешь делать».

Еще одна «подсказка» — групповой (командный) соревновательный мотив стимулирует проявление силы воли в большей мере, чем индивидуальный. Поэтому, если в семье несколько детей, можно придумать игровые соревновательные формы развития воли.

Не менее важным, чем умение управлять своим поведением, является умение совершать волевое усилие, мобилизовываться в трудной ситуации, доводить дело до конца.

Действительно, в школе ребенок встречается с различными учебными заданиями. Какие-то будут ему интересны. Он легко их выполнит, получит похвалу взрослых. Другие — не только менее интересны, но активно скучны, например, прописывание одного и того же крючочка целую строчку. Трудны, потому что будет затекать напряженная рука, старающаяся выдержать наклон, одинаковые размеры, форму крючка. Какие-то будут не сразу получаться. И будет хотеться их бросить. И вот именно в первом классе у детей начинает формироваться умение, сталкиваясь с трудностями в учебе, с помощью взрослых стараться доводить задания до конца . Обычно этот процесс происходит достаточно непросто. Одна из причин этого — отсутствие у детей психологической готовности к школе как к месту преодоления трудностей.

В связи с этим полезно прочитать с ребенком сказку и обсудить её.

***

Сказка про котёнка Машу

Жил-был на белом свете котенок Маша. Вы скажете, что так не бывает, что котят называют Васьками или Мурзиками, но нашего котенка звали именно Маша. И был он самым обычным котенком: любил играть, бегать, смотреть мультики и не любил ложиться спать, убирать игрушки и доедать суп до конца. И, как все малыши, он постепенно рос, умнел и вырос таким умным, что захотелось ему многое узнать. Узнать, почему дует ветер, как работает телефон, узнать, отчего звезды не гаснут и куда солнышко спать ложится. И тогда решил Маша уйти из своего уютного дома, чтобы бродить по белу свету и искать Знание.

Долго ли, коротко ли бродил котенок по полям, по лесам, но дошел он до избушки на курьих ножках. И встретила его там бабуля — то ли Яга, а то ли и не Яга. Да это и не важно. Важно то, что есть она его не стала, а указала ему путь — дорогу к знанию, да еще и о трудностях предупредила. И вот что она ему рассказала:

Начало у этой дороги гладкое, ровное и праздничное. Цветы, подарки вдоль нее уложены. Вступаешь на нее и радуешься, что весь путь к Знанию можно легко, весело и быстро пробежать. Но не знаешь, что скоро начнутся скалистые и льдистые горы, на которые карабкаться изо всех сил придется. Гор тех много, но есть среди них три самые главные, самые крутые.

Первая гора называется «Трудно». И действительно очень тяжело по ней подниматься, и все хочется бросить. Так же трудно, как буквы писать или читать учиться. И кажется, что ничего не получится. Но ты помни мою подсказку: «Если трудно — смелей и старайся сильней», шепотом ее проговаривай и тогда одолеешь ты эту гору и научишься преодолевать препятствия.. Подойдешь тогда к другой горе.

Она называется «Скучно». И вроде бы легко по ней подниматься, но так же скучно, как, например, буквы по строчке аккуратно писать. И так хочется все бросить, вскочить с места, побежать, поиграть с кем-нибудь. Но ты не бросай, а выучи мою подсказку: «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей». И тогда научишься с ней справляться и подойдешь к третьей — самой крутой горе.

Очень тяжело по ней подниматься и больно падать. Называется она «Неудача». Вроде бы, и все получается, но ошибки в пути постоянно закрадываются, и неверные тропы сами собой выбираются. И все вокруг, даже ветры тебя ругают. А солнце так сердится, что грозится зайти за тучу. А деревья вокруг тропы, будто «двойки», выстраиваются и шепчут: «Поделом тебе за ошибки твои». Но ты заучи мою подсказку: «Коль ошибка приключится, буду я на ней учиться, буду я на ней учиться, не расстраиваться». И тогда преодолеешь ты и эту гору и станешь Ученым котом, котом— пятерочником.

Поблагодарил котенок добрую бабушку и уверенно зашагал по пути к Знанию и Мудрости. Знал он теперь, что путь ему предстоит долгий и не всегда легкий. Но он обязательно пройдет его до конца и поможет другим котятам, слонятам, мышатам и всем ребятам, которых встретит на пути. И будет ему жить тогда радостно и интересно, потому что очень интересно много знать и приятно помогать людям.

***

С возрастом сложность предъявляемых ребёнку требований должна возрастать. В этом случае он сам убеждается в том, что взрослые считаются с его возросшими потребностями, то есть признают его уже «большим». Однако при этом надо учитывать меру трудностей, которые должен преодолеть ребёнок, и не превращать развитие его волевой сферы в скучное и нудное занятие, при котором развитие воли становится самоцелью.

Главы из книги: В каждом ребенке – солнце?

Родителям о детской психологии.

Автор: Хухлаева О.В.

Книга любезно предоставлена издательством «Генезис»:

//www.knigi-psychologia.com/product_info.php?products_id=2060

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Часть 6