Освоение позиции Школьника у детей

Освоение позиции Школьника у детей

С поступлением в школу ребенок встречается с новым для себя видом активности — учебной деятельностью. Конечно, абсолютно новой она для него не является. С систематическим обучением он знаком с детского сада. Однако теперь учёба начинает не просто занимать его основное время. Если в дошкольном возрасте учебная деятельность была игровой, то теперь она становится основным источником развития ребенка. Именно через нее происходит развитие личности и познавательной сферы.

Важно помнить, что учеба — это первая продуктивная деятельность ребенка. Можно назвать ее предпосылкой трудовой деятельности в будущей взрослой жизни. Действительно, ребенок осваивает в ней знания и умения, необходимые для жизни в конкретном обществе. Не зря многие дети называют школу своей работой, а учителя хвалят их, говоря, что они «хорошо потрудились».

Однако роль учебной активности не ограничивается детством. Да, в это время она формируется, но современную жизнь взрослого человека трудно представить себе без постоянного использования учебной активности. Можно сказать, что через все свою жизнь человек проносит опыт применения учебной активности, истоки которой зарождаются в младшем школьном возрасте.

Почему же часть людей, пройдя школу, не хочет учиться дальше, не может этого делать?

Дело в том, что определение ребенка в школу не гарантирует формирования у него учебной активности. Для того чтобы она сформировалась, ребёнок должен предпринять определенные шаги либо сам, либо с помощью взрослых. В любом случае полезно, когда взрослые осведомлены об этих шагах и всячески им способствуют.

Первый шаг ребенкав этом плане — освоение позиции школьника. Взрослые часто недооценивают как значимость, так и трудность этой ступени. Поэтому постараемся обрисовать ее поярче. Что включает в себя позиция школьника?

Первое — это умение слышать учителя, то есть воспринимать не только звуки его голоса, но и то, что он просит сделать. Иногда это называют умением выполнять инструкции, иногда умением принимать правила урока и следовать заданиям учителя. Разве это так сложно? Да, некоторые дети начинают выполнять задания, не дослушав инструкцию, кто-то слушает ее, но потом забывает, кто-то торопится и пропускает нужные действия. А кому-то трудно сосредоточиться на инструкции, мы называем это невнимательностью. Другим же будет сложно справиться со своим «хочу делать по-своему». Поэтому в первые месяцы школьной жизни ребенок будет учиться работать с учебной инструкцией.

Второй компонент позиции ученика — это наличие у ребенка стремления справляться с учебными трудностями. Подчеркнем, что речь идет не об умении преодолевать трудности — это будет происходить позже, а о стремлении. Имеется в виду, что, встретившись с заданием, выполнить которое ребенку будет сложно, он будет всеми силами стараться его сделать, пробовать несколько раз, просить помощи у взрослого, но не бросать его. Не начинать переживать этого слишком сильно, не создавать себе стрессовую ситуацию и не болеть от этого. Таким образом, если, к примеру, ошибившись в решении примера при устном счете, ребенок потом перестанет поднимать руку, то именно такого стремления у него и не хватает.

Третий компонент позиции ученика — произвольность, умение управлять своим поведением, ждать, слушать других. Обучение происходит в условиях класса, значит, детям необходимо уметь не только самим отвечать, но и выслушивать ответы других. А это совсем не так интересно, как отвечать самим. Нужно заставить себя подождать, пока учитель тебя спросит. А когда знаешь ответ, и он просто срывается с языка, как ждать? Поэтому некоторые поначалу обижаются на учителя или же на сверстника.

«Почему меня не спросили первым?», «Почему его, а не меня?» — думает ребёнок или почти вываливается из-за парты с тянущейся вверх рукой, порою выкрикивает: «Я, я!». И нужно время, большая работа как педагогов, так и самих детей, чтобы дети научились принимать во внимание интересы друг друга.

Но тут надо уметь не только подождать, пока тебя спросят, но и послушать то, что скажет одноклассник. Иначе материал урока будет восприниматься с большими трудностями. К примеру, учитель часто просит детей несколько раз повторить правило, чтобы они его лучше запомнили. Тот, кто в это время будет играть со своей линейкой, а не слушать ребят, правило на уроке не выучит. Потребуется специально учить его дома. Поэтому если ваш ребенок плохо запоминает материал урока, есть вероятность, что он далеко не все время слушает своих товарищей.

Почему мы так подробно раскрываем компоненты позиции ученика для родителей, ведь формируется и проявляется она только в школе? Однако фундаментом ее формирования являются особенности взаимодействии с ребенком в семье до школы. Действительно, иначе почему в одном классе у одного учителя у каких-то детей позиция ученика формируется легко и быстро, а у других — медленно и трудно?

Оптимальным является такое взаимодействие, которое обеспечивает ребенку баланс между возможностью приспосабливаться к требованиям и правилам взрослых и возможностью заявлять открыто о своих желаниях, то есть баланс между «хочу» и «надо». «Хочу» и «надо» тоже можно понимать по-разному. Говоря о дошкольнике, можно опустить, к примеру, что он будет хотеть играть, поздно ложиться спать, покупать новые игрушки или поедать сладости. И это нормально, если он будет уметь следовать таким «надо», как самостоятельно одеваться, убирать свои вещи, ложиться спать вовремя и помогать взрослым.

Родители могут удивиться: а что дает ребенку помощь взрослым? Она, с одной стороны, является важным вкладом в копилку уверенности ребенка в себе, с другой — она как раз и есть одна из предпосылок умения преодолевать трудности в школе. Давайте внимательно посмотрим на своего ребенка чего у него больше — «хочу» или «надо». А может быть, уже есть баланс?

Итак, представим себе, что первый шаг к формированию учебной активности сделан, то есть ребенок усвоил позицию школьника. Какой шаг ему предстоит сделать дальше? Оказывается, ему нужно сделать не шаг, а даже рывок в своем волевом развитии.

Часто родители сталкиваются с тем, что воспитатели в детском саду, педагоги в школе жалуются на ребенка — не сидит на месте, не доделывает задание до конца, выкрикивает с места, разговаривает с соседом на уроке. Иногда они прямо говорят, что у ребенка не сформировано волевое поведение. Так что же это такое и как оно должно развиваться? Сразу оговоримся, что будем обсуждать только абсолютно здоровых детей. Дело в том, что нередко физиологические особенности ребенка, обычно называемые гиперактивностью, имеют похожие проявления. Мы не будем их рассматривать, поскольку гиперактивность имеет не только психологические причины. Рассмотрим чистое волевое поведение.

Это важно, поскольку в младшем школьном возрасте бурно развивается воля ребенка. С одной стороны для этого появляются физиологические предпосылки, в данном возрасте увеличивается сила нервной системы и инертность нервных процессов, необходимых для осуществления волевого поведения. С другой, — это диктуется необходимостью школьного обучения.

Конечно, истоки волевого поведения лежат в более ранних возрастах. Уже на третьем году жизни у детей проявляется самообладание. Оно заключается в отказе от чего-либо приятного, а также в решимости сделать что-нибудь неприятное, если это необходимо. Это первое самостоятельное проявление ребёнком силы воли!

С 4 лет начинает развиваться контроль за своими действиями. На 4-5 году жизни у детей обнаруживается послушание, обусловленное пробуждающимся у детей чувством обязанности и в случае невыполнения какой-либо обязанности чувством вины перед взрослым. В конце преддошкольного возраста ребёнок делает в волевом развитии большой шаг вперёд: он начинает брать на себя выполнение обязанностей и действовать из сознания необходимости довести дело до конца.

Главы из книги: В каждом ребенке – солнце?

Родителям о детской психологии.

Автор: Хухлаева О.В.

Книга любезно предоставлена издательством «Генезис»:

//www.knigi-psychologia.com/product_info.php?products_id=2060

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Часть 6