Школьные страхи и адаптация первоклассников

Автор
Школьные страхи и адаптация первоклассников

В начале учебного года тяжело не только родителям, но и детям. И тем, и другим необходимо время, чтобы привыкнуть к новому режиму, а детям еще и адаптироваться к новой социальной среде.

На тему адаптации детей к школе написана масса научных статей. А вот о стрессе и страхах, которым подвергаются первоклашки и их родители, говорится вскользь…

Школьные страхи не только лишают ребёнка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов. Первоклассники, которые по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих, что в свою очередь, приводит как к неврозам, так и к школобоязни.

27 августа 2010 года на сайте UAUA.info прошла on-line конференция «Школьные страхи и адаптация первоклассников». На вопросы посетителей сайта отвечала коррекционный психолог .

halahur

Коррекционный психолог Халахур Татьяна.

Контакты моб. 097-239-88-05

Гор. тел. 044-410-46-95.

Консультации психолога проводятся только по предварительной записи.

Также, индивидуальные вопросы Татьяне Халахур можно задать в рубрике психолога, в журнале «Хочу»

(www.bt-lady.com.ua).

Следующие вопросы-ответы являются кратким изложением On-line конференции с психологом Халахур Т. А, которую вы можете так же посмотреть по ссылке

Страхи, стресс и адаптация у первоклассников

Насколько важен праздник 1 сентября

Неудачи в школе, отсутствие желания учиться

Темпераменты детей и проблемы в школе

Продленка, кружки

Методы поощрения

Подготовка к школе, лучший возраст для школы

Левши. Проблемы со звуками.

Страхи, стресс и адаптация у первоклассников

1. Расскажите, какие виды страхов бывают у первоклашек, и как мы можем определить, что первоклашка испытывает страх или стресс?

Это выявляется при тестах готовности ребенка к школе, однако нужно еще обязательно смотреть на тип нервной системы малыша. Так, например, начитанный меланхолик (сензетивный тип реагирования темперамента) в любом случае будет иметь проблемы в школе – это предполагается его типом НС и здесь нужно четко понимать, что такой ребенок не справиться без помощи взрослых (родителей и учителя). Именно поэтому Меланхолики обычно выделяются на карте класса психологом красным, что бы учитель мог помочь такому ребенку, а так же для того чтобы дать родителям необходимые рекомендации.

Нужно также помнить про страх родителей, что называется «стресс родителя первоклашки» (см. on-line конференцию).

2. Сколько вообще длится процесс адаптации первоклашек?

В общем, до полугода, иногда (у меланхоликов) – больше года. Следует разделять период острой адаптации – до месяца (1-2 месяца) и период внутренней адаптации – 3 – 6 месяцев.

3. У меня абсолютно домашний ребенок (не посещал детский сад) и в этом году он идет в первый класс. Я знаю, что в наш класс попали ребята из местного детского сада, которые, конечно же, уже сдружились, знают друг друга от и до. Как помочь моему сыну влиться в коллектив? Стоит ли просить учителя помогать ему, или обратить на него внимание?

Главное – чтобы ребенок психологически был готов к школе. Если он адекватно ведет себя с ребятами на улице, не боится новых деток – значит, не травмируйте себя страхами. Конечно, попросите учителя посадить к нему открытого и доброго ребенка, что бы они начали общаться «без петухов». Что до всего остального – ребенок справится.

4. Какие игры с ребенком вы посоветуете, чтобы определить, что у ребенка проблемы в школе? Вот у меня очень замкнутая дочка и я переживаю, что могу не усмотреть ее страхи. Она мне редко что рассказывает.

Ребенок в 5-9 лет не замыкается в себе, скорее всего у вас в семье были какие-то проблемки на личном фронте, что видела ваша девочка и, что и спровоцировало ее эту реакцию. Лучше всего восстановлению равновесия помогает сказкатерапия, можете купить учебник или книгу тренинга и поймете что это совсем не сложно, ведь дочь вы знаете с самого ее рождения. Найдите ее героя и сочиняйте с ним (с ней) сказки и подвиги – и все страхи девочки уйдут. Еще – рисунок. Дети вымещают все, что в них накопилось на бумаге, главное не забирайте ни черный, ни красный цвета, как делают неопытные психологи, что бы ребенок перестал быть в депрессии или испытывать агрессию. Цвет – это лишь индикатор. Если вы правильно будете работать над ее страхами – девочка сама не будет больше прикасаться к этим цветам.

Насколько важен праздник 1 сентября

5. Надо ли устраивать праздник дома вечером 1 сентября – с поздравлениями и подарками для первоклашки?

1 сентября – это большой этап в жизни ребенка. Одно прошло, а новое наступает. Лучше его отметить, да и будет что вспомнить, когда ребенку не захочется однажды вставать рано и идти в школу.

6. Важен ли сам праздник 1 сентября для первоклассника? Если так получилось, что малыш пропустит этот день, как сгладить стресс?

Можно отметить и дома, но после – обязательно сводите ребенка в школу и походите с ним (в субботу или до занятий) что бы ребенок привык к новой атмосфере. Обязательно скажите, где туалет, несколько раз пройдитесь к нему разными дорогами и с разных этажей. Если ребенок четко разбирается в планировке здания – значит стресс уже меньше.

Неудачи в школе, отсутствие желания учиться

7. Как правильно настроить родителям и себя и ребёнка на временные неудачи и неуспеваемость? Мне иногда тяжело, когда сын в школе раннего развития что-то не успевает или недопонимает, а другие детки быстро схватывают материал. Сама себя сдерживаю, чтобы его не обидеть ненароком, боюсь отбить охоту от учёбы. Как бороться с ленью и установкой "я не буду это делать потому, что у меня никогда не получится.... это тяжело и т.п."? Я как могу, подбадриваю сына, разбиваю задания на маленькие части, с которыми сын может успешно справиться. Но вот смотрю, что он к этому привык и ждёт постоянно, то моих уговоров, то ещё чего-то. Вот какая-то пассивность меня беспокоит, он не понимает, зачем ему надо вообще учиться, мечтает, чтобы в магазинах всё без денег давали, и никто бы не работал. Как можно стимулировать ребёнка к учёбе?

Все мы мечтаем, чтобы меньше работать и получать все запросто так. Это нормально.

Дети являются индикатором того, как мы все относимся к жизни – просто они еще не научились этого скрывать за правилами общества и умными мыслями.

Что до того как стоит работать с ребенком, что бы ему было интересно – стоит помнить, что до 12 лет у ребенка а-логическое, то есть сказочное, представление о жизни – ему постоянно требуется игра и сказка.

Превратите задания в одну сложную, но ужасно интересную сказку и малыш научиться выполнять все даже лучше чем вам могло казаться. Естественно, поначалу лучше ребенку постоянно помогать.

С самого начала вообще лучше, что бы вы делали задания, до тех пор, пока малыш не станет просить сделать сам, то есть поймет для себя, как и что делать.

Это действует как для 5-леток, так и для 10 и 12 летних детей, хотя варьируется с категориями сказочности: так 5-летка согласен идти за мишкой в сказочную страну, а вот 10-летка – уже за Гарри Поттером или рыцарями круглого стола вместе с Артуром.

8. Как не наорать? все лето прошу: сядь, попиши, а то забудешь, как ручку держать. "Не хочу, у меня некрасиво получается". Первые 3-5 раз говорю, что нормально и почти красиво, потом - "сядь, пиши - научишься". Уже на 15-20 раз начинаю угрожать, что не разрешу компьютер, что если будет реветь, отдам в ясли; начинаю злиться и орать..... Берет ручку, МАЛЮЕТ какие-то каракули слегка похожие на буквы (одну - две строчки) и с обиженным видом уходит. А как быть когда начнутся занятия? Не убивать же ребенка. Как убедить ребенка учиться? А себя при этом держать в рамках?

Нужно помнить, что главное для ребенка – это реакция взрослых. Для малыша не столь важен результат, сколько то, что он делал! Так, начав, малыш через минуту может отвлечься, а то и совсем уйти из-за стола. Это вполне нормально.

Во-первых, концентрация ребенка 2-3 минуты, после чего нужно срочно что-то менять. Так, что бы выполнить задание нужно разбить его на 3-4 этапа и варьировать с тем, что малышу нравиться – играть в догонялки и пр. Поможет так же сказка – придумайте, что прописи – это мост или что-то еще и, вырезав наклейку из любимого малышом мультика, попрыгайте по ним, можно пару раз плюхнуться в воду, если прописи выполнены «не очень четко». То есть ребенок будет рад сделать все, если ему интересно и начнет тут же переделывать «плохой мост».

А если «ребенок не хочет» – значит, когда-то родители переусердствовали, забыв, что перед ними малыш, а не взрослый и просто-напросто заставляли его учиться, что делать абсолютно нельзя!

9. Если ребенок совершенно отказывается делать уроки? Говорит, устал и все, хотя я думаю это просто обычная лень, сильно его не перегружаем и даем возможность отдохнуть.

Это тоже индивидуальный вопрос. Возможно ребенок в стрессе и у него апатия? Или же это проявление «нежелания учиться»? Тогда, где-то родителями была допущена ошибка, после которой, ребенок стал ассоциировать учебу с чем-то неприятным для него.

Вообще в психологии нет понятия «лень» ни для детей, ни для взрослых. Лень – это психологическая защита организма после тяжелой эмоциональной, психологической или физической встряски. То есть организм защищается, чтобы не «сгореть». Может, у ребенка снизился иммунитет, и организм просто из кожи вон бьется и тогда ему действительно не до учебы! Во всем есть свой нюанс. Когда, к примеру, у ребенка болит голова – то, скорее всего он просто заставляет себя учиться. То есть повысил своего фактор страха перед неудачей. И поэтому – начинает бояться всего нового, а также – учиться. После полугода у ребенка в таком состоянии начинается «ломка» сознания – психика ищет выход и поэтому боль переключается или на уши или на глаза – как следствие – воспаление внутреннего уха или же ухудшение зрения. А изначально – это всего лишь страх ребенка оказаться не таким понимающим, как другими и страх, что родители станут его меньше, поэтому любить. Следствие такой «проблемы» - залечивание физических факторов, а не самой проблемы. И следствие – ребенок всю жизнь будет ходить в очках, потому что боится просто стать самим собой.

С детьми нужно быть очень аккуратными, потому не стоит вешать ярлыки «ленивый», «неуч» и пр. Лучше лишний раз проконсультироваться со специалистом.

Темпераменты детей и проблемы в школе

10. Что делать с медлительным ребенком? Когда я тороплю своего ребенка (6 лет, 8 месяцев) утром, то часто он делает все еще медленнее. Это меня сильно бесит, и я начинаю ругаться с ним. Очень переживаю, что с началом учебного года у нас начнутся огромные проблемы. Что делать?

Если ребенок флегматик – то медлительность для него норма. Просто поговорите с психологом и тогда вы получите ценные советы (см. on-line конференцию).

11. Мой малыш очень стеснительный и я уверена, что он будет стесняться спрашивать учителя о том, где туалет (или же попросить в туалет), столовая и пр. И возможно, его будет пугать большое количество старших ребят, носящихся по коридору во время перемены. Что делать?

Главное понять – что это – стеснительность, страх или стресс. (см. on-line конференцию).

12. Возможно, что бы избежать сильно стресса и войти в "школьное русло" (у меня ребёнок гипперактивный) лучше отдавать ребёнка в сад-школу? Может быть, так будет и меньше нагрузка на нервную систему?

За более чем 10 лет работы я не видела гиперактивных детей. Это лейблы что клеят на детей родители. Чаще всего – это ребенок с повышенным тонусом или же, ребенок которого родители не научили навыкам усидчивости и кооперации, то есть возможности работать с другими детками. Все это – первые ласточки пойти в кабинет к психологу и разобраться в чем тут дело.

Так как гиперактивность – это болезнь НС, что встречается очень и очень редко и требует медицинского обследования и поддержания организма лекарствами на всю жизнь. Подумайте – вы хотите этого вашему ребенку?

13. Если ребенок не считает себя виноватым, когда получает выговор за плохое поведение, стоит ли его лишать привычных удовольствий? Или каким образом на него воздействовать?

Ребенок в 5-6 лет еще не научился признавать свою вину не потому, что он – плохой, а потому что вы требуете от него того, что возникает у ребенка в 6-7 лет – то есть возможность посмотреть на все глазами другого человека, понять, почему он был не прав. Ребенок научиться, просто не торопите его, и не стоит прибегать к крайностям.

14. Как научить ребенка давать сдачу и нужно ли?

Очень часто это спрашивают родители перед школой, словно сами не воспитывали свое любимое чадо в течение 5-6 лет. То есть – если вы научили ребенка нормально реагировать в песочнице или в садике – не бойтесь. Ребенок уже научен, что ему делать. Социальный интеллект – осознание своей роли в микро-социуме появиться позднее – после 9-10 лет, тогда ему и может понадобиться ваша помощь (см. on-line конференцию).

15. Если ребенок утверждает, что ему не интересно общаться с ровесниками, как ему помочь наладить контакт с детьми? Подозреваю, что он не получает достаточно внимания от них и огорчается.

Дети любят общаться, если конечно ваш ребенок – не интроверт. Так вы можете определить это сами. Если всю его сознательную жизнь ребенок играл сам или с кем-то одним из детей в песочнице, но часто отвлекался и забывал про друга – заигрывался сам, то это – интроверт. Ему и не нужен фонтан общения, хотя родители часто тащат бедного интровертика к другим детям, хотя ему лучше играть самому. Если же ребенок был активен и много общался, а после поступления в школу перестал – значит, на лицо стресс и нужно разбирать эту конкретную индивидуальную ситуацию с ребенком и психологом.

16. А если ребенка начнут дразнить, как правильно сразу среагировать? С кем поговорить с учителем или ребенком?

С ребенком. Учитель – если он специалист, сам сможет держать забияк в узде. Что до тех, кого обижают – чаще всего они сами и провоцируют других деток. Конечно, дети жестоки, так как многого еще не понимают, но ребенок, у которого все хорошо с самооценкой и у которого крепкая и любящая семья – никогда не станет предметом для насмешек. Если же ребенок в себе очень неуверен, есть последствия стресса после развода или бабушкиного воспитания – тогда следует поработать над правильным реагированием малыша на критику.

17. У ребенка нет в классе друга. Мне уже можно начинать тревожиться?

Все индивидуально. Зависит от вашего ребенка и времени, сколько прошло. Так, к концу первого класса при любом типе НС у ребенка должен быть лучший классный друг и при вопросе «а есть ли друзья в школе» должен сказать не менее трех имен. Если же не находиться ни одного друга – то ребенок попал в изгои и нужна коррекция поведения малютки.

Методы поощрения и мотивации

18. Как заинтересовать ребенка хорошо учиться в школе?

Лучше всего – жетонная система поощрения, когда ребенок за свои успехи получает каждый день «10» или «15 минут» (то же, если вычитаем). Объясните ребенку, что в это время он может делать все, что захочет, а так же – собирать жетоны, то есть к выходным у него будет уже час или полтора, что бы заниматься тем, что хочет – идти к другу-соседу или играть на компьютере. Будьте готовы выполнить свою часть договора – если ребенок потребует повести его в магазин игрушек просто посмотреть на Лего или что-то еще, или в парк – будьте готовы выполнить обещание, иначе самоценность жетонной системы быстро себя исчерпает, ведь главное – это кооперация и ребенка и родителей.

19. Можно ли поощрять первоклассника чем-то за хорошую успеваемость? Ну, там покупать игрушки, давать деньги раз в неделю и пр.?

Лучше жетонная система свободного времени, иначе со временем ребенок начнет требовать все более дорогие игрушки и подарки и рано или поздно придется сказать ему «нет», что после отразиться на его «любви к учебе».

20. Как мотивировать ребенка, которого ничего не "цепляет"? Имеем шестилетку, на которого нет методов воздействия - запретили смотреть телевизор - пойдет буцать машинки, нельзя машинки - будем стоить конструктор. В школу идти изначально не хочет, но с его слов "придется", довольно стеснительный, хотя с группы в классе будет 6 человек. Как изначально построить весь процесс обучения и адаптации и мотивации?

У вас индивидуальный ребенок со своим реагированием на происходящее. Скорее всего, в определенный момент у ребенка была вседозволенность – можно было смотреть телевизор, прыгать, бегать, лишь бы не задевало и не мешало взрослым. Теперь налицо «что посеешь то и пожнешь» - ребенок не сам такой бука. Он лишь выдает такое поведение, к которому его приучили родители – так как поведение – это набор различных навыков. Поздравляю, вам предстоит большая работа, а для начала – установите ребенку четкий график дня. Вседозволенность – не для ребенка. Ребенок теряется, когда ему многое можно. А вот если он знает что сейчас ему нужно поесть, через полчаса – почитать, а через час – у него машинки, потом – купаться или на улицу, а потом…. – то времени на капризы совсем не остается (см. подробній ответ в on-line конференции).

21. А можно ли ребенку знать о детстве родителей, о том, какими они были маленькими, растерянными, неумехами, неряхами в 1 классе? Не подрывает ли такое панибратство родительский авторитет?

Ребенок до 9-10 лет не готов потерять авторитет родителей. Для него взрослые – мера всего. Потому, пока не стоит ему рассказывать, что вы были двоечником и пр. – ребенок потеряет как доверие к вам, так и переведет стрелки на себя, считая, что если уж папа (!!!) был двоечником – то куда уж мне!

Продленка, кружки и режим дня

22. Ходить ли ребенку на продленку, если мама временно дома и где ему легче будет делать уроки, с коллективом (на продленке) или все же дома с мамой (но дома маленький ребенок, который может отвлекать, как маму, так и самого первоклассника).

Ребенку конечно лучше с мамой, но если возникла стрессовая ситуация – когда мама просто не может разделиться – поможет продленка, хотя нужно четко рассказать ребенку что он – хороший и пр. – иначе неизменно появиться зависть к младшему, а значит – агрессия (см. on-line конференцию).

23. Можно ли ребенка, который идет в первый класс, отдавать еще дополнительно в кружки? Не отразиться на его самочувствии такая нагрузка? Что вы посоветуете? Мы планируем музыкальную школу и теннис.

Это вопрос индивидуальный (см. on-line конференцию). все зависит от устойчивости самого ребенка, и посещал ли он уже какие-то кружки.

24. Нужна ли продленка не на весь день, а часиков до двух-трех для первоклашки, чтобы быстрее сдружится с детками, так как этот процесс идет у нас не очень легко, есть определенное количество друзей, но сам он первый знакомится/играть никогда не пойдет.

Это выбор родителей. Вообще, в продленку лучше отдавать со второго полугодия, когда ребенок почувствовал что такое учеба и при этом всячески ощутил поддержку родителей дома.

25. Спасибо, что вы рассказали о режиме дня. А вот необходим ли дневной сон?

Когда правильно укладывать спать на ночь?

Дневной сон очень важен, особенно первые месяцы, после того как ребенок пошел в школу. Хотя все, конечно же, индивидуально (см. on-line конференцию).

Подготовка к школе, лучший возраст для школы

26. Подскажите, ребенку 5 лет в ноябре, когда лучше его отдавать в школу? на 6 лет ( осенью, через год) или на 7 лет и подождать еще годик.

Все зависит от конкретного ребенка. Если чувствуете что ребенок готов - отдавайте, хотя я уверена что лучший возраст для обучение с 8 лет – так как заканчивается новообразование в НС, что начинаются в 6-7 лет, когда ребенок может ставить себя на место других, понимать то, что для 6-7 леток доступно лишь в форме зубрешки – аппилировать понятиями «народ» «мера» «величина» и др. Люди раньше были не так уж глупы считая, что детям нужны учителя только с 8-9 лет, когда родители дали им все основные навыки поведения и св. знаний.

27. Кто знает что такое "корочка о курсе подготовки к школе"?

Если вам нужно узнать какая из школ раннего развития выдает сертификаты – обратитесь в мэрию или к юристу. Что до того, что такое школа раннего развития или курсы подготовки к школе легко найдете в Интернете. Есть множество школ, что занимаются вопросами детской психологии, и подготовки малыша к тестам, что все чаще требуют в школах. У каждой школы есть своя особенность, в соответствии с тем, на какие материалы она ориентируется – Монтессори, Доман, Зайцев, др.

Левши. Проблемы со звуками

28. У меня ребенок левша. Какие трудности могут его ожидать в 1 классе?

Можно вас поздравить с талантливым ребенком, у которого будут большие проблемы с письмом, а так же с математикой на первых порах (до 3-5 кл. примерно), но в старшей школе он неизменно может стать отличником, так как чаще всего леворукость встречается у людей с IQ выше среднего. Главное – дайте понять ребенку что он – индивидуальный, и что он все сможет наверстать, потому что так и есть – ведь левшей лучше отдавать в школу позднее из-за более поздних образований в правом полушарии, если сравнивать с левым (правши). Правши реагируют с детства быстрее и говорят лучше. Но это лишь часть психологии левши-ребенка, что круто меняется после 10-12 лет. Отдайте ребенка в школу скорочтения, что бы справиться с проблемами чтения, но не требуйте результатов немедленно. Левши любят читать, но способность к чтению у них открывается после 8-9 лет.

29. У нас ребенок до сих пор не выговаривает некоторые буквы. Занимались с логопедом в течение долгого времени и продолжаем заниматься. Результат есть, но не на все 100%. Нам говорят, что в школе все это быстро исправится. Но я боюсь, что у него на этой почве могут появиться какие-то комплексы, если в классе начнут над ним насмехаться. Как этого избежать?

Чаще всего, 70-80% первоклашек, да и вообще детей до 3-класса – не выговаривают все буквы алфавита, сбиваются при быстрой речи и имеют пр. небольшие недочеты. ТО есть – пугаться, особенно не стоит.