Психологические механизмы адаптации часто болеющих детей в условиях школьного обучения
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Психологические проблемы часто болеющих детей и механизмы адаптации
Рассмотримвозможные психологические механизмыадаптации часто болеющих детей в условиях школьного обучения.
В начале обучения в связи с высокой нагрузкой на адаптационно-приспособительные механизмы организма наблюдается пик заболеваемости, в том числе и ОРЗ. Начало школьной жизни представляет собой критический период для здоровья, а потому в это время даже эпизодически болеющие дети могут болеть чаще.
Раскрытьпсихологические механизмы адаптации часто болеющих детей в начальной школе можно, опираясь на современные представления о природе и механизмах школьной адаптации первоклассников (Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина и др.); о кризисах и «социальной ситуации развития» (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев и др.); о механизмах развития психосоматического заболевания с позиций психосоматического подхода в медицине (В.В. Николаева, Д.Н. Исаев, В.Д. Тополянский, М.В. Струковская, Ю.А. Ефимов, В.Е. Каган и др.).
В целях выявления особенностей адаптации часто болеющих детей в начальной школе было проведено исследование, в котором приняли участие учащиеся начальных классов общеобразовательных школ города Кургана, их учителя, родители и школьные психологи.
Исследование осуществлялось в период обучения детей с 1-го по 3-й класс. Всего в констатирующем эксперименте приняли участие 158 детей, 196 родителей и 8 учителей.
Школьная адаптация детей рассматривалась по пяти параметрам:
- соматическое состояние и функциональное состояние нервной системы (физиологическая сфера адаптации);
- успеваемость; сформированность познавательных процессов и учебной деятельности (педагогическая сфера адаптации);
- эмоциональное состояние в связи с обучением в школе и личностные особенности (психологическая сфера адаптации);
- социометрический статус (социальная сфера адаптации);
- степень психологического комфорта ребенка в семье, особенности восприятия ребенком семейной ситуации и родительского отношения к нему.
Для выявления динамики соматическогосостояния детей на протяжении трех лет использовались данные медицинских карт. Успеваемость анализировалась на основе показателей успешности обучения детей по основным предметам (годовые отметки). Остальные параметры исследовались с помощью психодиагностических методик.
Часто болеющие дети имеют ряд особенностей.
Физиологическая сфера адаптации
Во-первых, у часто болеющих детей негативная динамика состояния здоровья в течение обучения в начальной школе более выражена, чем у здоровых. Так, к концу обучения в начальной школе хронические заболевания приобрели 3% здоровых детей; 36% детей, болеющих 4—5 раз в год; 55% детей, болеющих 6—8 раз в год.
Во-вторых, различна динамика работоспособности у часто и эпизодически болеющих детей.
Работоспособность здоровых детей сначала повышается (период «врабатывания»), затем устанавливается на высоком уровне (период высокой продуктивности), после чего постепенно снижается (период утомления). У часто болеющих детей обеих групп период высокой продуктивности очень короткий (или отсутствует): после небольшого периода врабатывания работоспособность практически сразу начинает падать (постепенно — у детей, болеющих 4—5 раз в год; резко — у детей, болеющих 6—8 раз в год). Следует отметить также, что у часто болеющих детей быстрее, чем у здоровых, наступает «глубокое» утомление, которое характеризуется более низким по сравнению с исходным уровнем работоспособности.
Педагогическая сфера адаптации
Успеваемостьдетей, болеющих 6—8 раз в год, несколько ниже в начале обучения, но она более стабильна. У эпизодически болеющих детей и детей, болеющих 4—5 раз в год, к концу начальной школы имеется некоторое снижение успеваемости; дети, болеющие 6—8 раз в год, закончили 3-й класс с теми же результатами, что и 1—2-й классы.
Особенности познавательных процессов. У часто болеющих детей оказался меньший объем механической кратковременной памяти по сравнению с эпизодически болеющими детьми.
Количество детей, имеющих недостаточный объем механической кратковременной памяти, в группе детей, болеющих 6—8 раз в год, увеличилось с 1-го по 3-й класс с 30% до 50%; количество их в группе детей, болеющих 4—5 раз в год, увеличилось с 20% до 27%; в группе эпизодически болеющих детей произошло снижение этого показателя с 19% до 13%. Такие особенности памяти могут быть следствием снижения функциональных возможностей нервной системы.
Особых различий между показателями устойчивости внимания у здоровых и часто болеющих детей обеих категорий не выявлено. Часто болеющие дети обладают хорошей устойчивостью внимания, кроме того, они способны к мобилизации внимания при его «сбоях».
Таким образом, снижение функциональных возможностей часто болеющих младших школьников на данном этапе обучения не отражается и на их интеллектуальном развитии.
Учебная деятельность. Исследование показало, что такие компоненты учебной деятельности, как познавательный интерес, целеполагание и учебные действия, у часто болеющих детей сформированы так же, как и у здоровых, а способность к самоконтролю и самооценке у часто болеющих детей развита выше, чем у остальных детей, что является компенсаторным механизмом, позволяющим восполнить недостающие психические ресурсы.
Как известно, в основе действий контроля лежит произвольность поведения и деятельности. Произвольность проявляется в умении ребенка сознательно ставить цели действия и находить средства их достижения, преодолевая трудности. На уровне поведения произвольность выражается в умении школьников подчинить свои действия определенным требованиям, условиям деятельности.
Действияоценки формируются на основе развитой способности к рефлексии. Рефлексия определяется как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, с одной стороны, а с другой — как феномен понимания субъектом внутреннего мира другого человека.
Произвольностьи рефлексия являются ведущими новообразованиями младшего школьного возраста. По мнению В.А. Ковалевского, психика часто болеющих младших школьников является более зрелой, чем здоровых.
Психологическая сфера адаптации
Выявленорасхождение между ведущими ценностями и самооценкой у часто болеющих детей. Высоко оценивая себя по учебным качествам, часто болеющие дети отличаются низкой самооценкой физически привлекательных качеств. По-видимому, физические последствия отклонений в состоянии здоровья этими детьми осознаются и переживаются. В целом самооценка часто болеющих детей ниже, чем здоровых сверстников.
Уровень тревожности у часто болеющих детей значительно выше, чем у здоровых. Высокий уровень тревожности в 1 классе имеют 60% детей, болеющих 6—8 раз в год, 43% детей, болеющих 4—5 раз в год, 33% эпизодически болеющих детей; во 2 классе — 75% детей, болеющих 6—8 раз в год, 50% детей, болеющих 4—5 раз в год, 26% эпизодически болеющих детей; в 3 классе — 80% детей, болеющих 6—8 раз в год, 57% детей, болеющих 4—5 раз в год, 11% эпизодически болеющих детей. Следует отметить, что у часто болеющих детей обеих групп имеется тенденция к повышению уровня тревожности к концу начальной школы; у эпизодически болеющих детей, напротив, уровень тревожности снижается.
В ходе наблюдения за детьми в естественных ситуациях и в учебной деятельности педагогами и психологом были отмечены такие особенности эмоциональных реакций и поведения часто болеющих детей, как нежелание участвовать в выполнении коллективных заданий при определенном интересе к происходящему; растерянность при личном обращении к ребенку; неуверенность, поиск поддержки и одобрения со стороны взрослого при выполнении задания; настороженность по отношению к новому; застенчивость.
Часто болеющие дети редко проявляют положительные эмоции (удовольствие, радость, восторг), практически не улыбаются и не смеются, эмоционально скованы. Они избегают участия в выполнении коллективных заданий; не изъявляют желания выступить в роли лидера, а оказавшись в этой роли, стараются быстрее закончить задание либо ищут поддержки взрослого, стремясь строго следовать инструкции.
Неудачи резко дезорганизуют деятельность часто болеющих младших школьников. Нередки негативные эмоциональные реакции (слезы, молчаливый отказ от деятельности), однако бурных аффективных вспышек в этих случаях, как правило, не бывает. Часто болеющие дети значительно реже проявляют сопротивление и защитную агрессию, когда кто-то пытается претендовать на лидерские позиции в разных видах деятельности, хотя в этих случаях они могут обижаться, выходить из игры, отказываться выполнять задание. Эти дети ни разу не предложили педагогу или психологу своих вариантов выполнения заданий и упражнений.
Помнению педагогов, все перечисленныепсихологические особенности частоболеющих детей с годами проявляютсявсе сильнее.
Социальная сфераадаптации
Социометрическийстатус часто болеющих детей невысок. Среди них нет «звезд», 10—16% школьников входят в группу «предпочитаемых». Большинство (75—84%) относится к группе «принимаемых». Причем данные связи являются стабильными.
Среди эпизодически болеющих детей 4—6% — «звезды», 16—27% — «предпочитаемые», 57—66% — «принимаемые». Если социометрические показатели у здоровых учащихся имеют тенденцию к снижению к 3 классу, то показатели часто болеющих детей несколько повышаются. Ограничение социальных контактов у этих детей, по-видимому, не связано с «коммуникативной некомпетентностью», а является следствием состояния астении.
Таким образом, специфика социальной адаптации часто болеющих детей заключается в том, что, несмотря на ограниченные социальные контакты (с одним-двумя постоянными партнерами по общению), эти дети имеют достаточные коммуникативные навыки, позволяющие им сохранять дружеские связи и оставаться привлекательными для немногочисленных друзей в течение долгого времени. О них чаще, чем о других, говорят: «Он хороший, верный друг», «На него можно положиться», «В трудную минуту всегда придет на помощь, выручит».
Из книги: Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в начальной школе
Автор: Бадьина Н.П.
Статья любезно предоставлена сайтом
Книги по психологии. Издательство “Генезис”