Правильные ребята проигрывают: как освободить ребенка от роли отличника

Автор
Правильные ребята проигрывают: как освободить ребенка от роли отличника

Эксперт по креативной педагогике Дмитрий Карпов поделился наблюдениями, как стремление жить по правилам и быть во всем первым убивает в ребенке творчество и делает его несчастным.

Как вести себя родителям, чтобы не привить синдром отличника ребенку, и обеспечить ему максимальную самореализацию?

"Правильные ребята" проигрывают: как освободить ребенка от роли отличника - изображение №1

Научите себя не быть отличником, не быть первым, не быть победителем. Дайте себе передышку быть собой. Ребенку своему дайте передышку — быть. Ошибаться, служить не требованиям и нормам, а вдохновениям и талантам.

Этому учите и детей — свободе не быть никем, кроме как собой.

Отличник — несложная роль. Ты всегда должен быть таким, каким тебя хотят видеть учителя, начальники и командиры. Но «правильные ребята» проиграют тем, кто счастливей, а значит энергичней и живее.

Жизнь не учит правилам, она учит, что время летит, камень лежит, а ты меняешься. Ребенок — это генератор будущего. А вы — его первая ступень, его батарейка, его точка сборки. Не вкручивайте ему тяжелых деталей из лишних и надуманных обязательств.

Я преподаю уже пятнадцать лет, и вижу, что обучение дизайну — хороший маркер внутренней свободы. Дизайн — это умение мыслить возможным.

Чтобы найти новое, недостаточно быть отличником. Тут надо быть незнайкой, хулиганом, проваливать тесты.

Я часто вижу взрослых, даже отдельных педагогов, которых в детстве учили «быть правильным», «кушать кашу», не разрешали двигать в комнате мебель так как удобно. Таким людям трудно создавать что-то новое и интересное.

Детям не надо учиться свободе, это их естественный образ мышления. Но нужно знать, как не помешать им жить свободными.

  • Разрешите и помогите ребенку передвигать мебель в его комнате, как ему хочется. И в будущем он изменит мир, станет частью великого перемещения идей и правил.

  • Покажите, что и вы ошибаетесь, многое не умеете, но исправляете. Что все свое время учитесь для удовольствия.

  • Возьмите ребенка за руку и поведите к себе на работу, покажите свой мир, свой стол, своих коллег. Если в вашей компании такое невозможно — увольняйтесь, вы среди пустоты и бессмыслицы.
  • Войдите в мир ребенка. Сидите на полу его комнаты и спрашивайте о его рисунках, его историях, друзьях. Ложитесь на пол, смотрите в потолок и разговаривайте.

    Если ребенку уже за двадцать — поезжайте вместе в поля и, лежа в траве, просто молча посмотрите в небо. Это небо теперь ваше — навечно, ведь вы его разделили.

  • Перестаньте навязывать ребенку свои успехи. Если вы дизайнер — не учите ребенка рисовать. Не учите его музыке, если музыкант.

Еще не понятно, что для ребенкалучше: обилие возможностей стать вами, или единственный шанс стать собой. Счастье в руках тех, кто занят любимым делом, а не плетется в секцию, которую ненавидит.

  • Жизнь полна обстоятельств, где побеждают не чемпионы и не отличники, а счастливые неудачники, полные надежд и планов перевернуть ожидания окружающих.

  • Научите ребенка любить. Расскажите о своей любви, как вы встретили его отца, как впервые увидели его мать. Расскажите, что любить бывает больно, что надо учиться прощению, учиться любить вопреки — только это позволяет в жизни не сломаться и не переломать кости хрупким чувствам.

  • Дайте ребенку самому выйти во двор с пачкой мела и раздать его другим. Пусть рисуют на асфальте, пишут, а вы издалека, с другой «планеты взрослых» смотрите, как ваш малыш становится собой. Собой без вас — но с вами вдалеке.

    Так он проживет счастливую жизнь, иногда глядя в небо и вспоминая мел, стол, который сам двигал у себя в комнате. Вспоминая, как лежал на полу с отцом и представлял то, что стало его миром сейчас — вашим общим миром.

  • Не учите ребенка быть гением, не торопите знания, не учите пяти языкам. Наблюдайте в сторонке, как он смотрит на книги на верхней полке, не помогайте — достанет сам. Главное, чтобы эти полки вы ему в обилии предоставили.