Игры для ума: новое занятие – старая игра

Игры  для ума: новое  занятие – старая игра

Сейчас на рынке немало «модных» электронных развивалок, рассчитанных на самые разные возраста, на любой вкус и карман. И каждый родитель, конечно же, выбирает методику, которую он считает наиболее приемлемой для своего чада.

Но среди всего разнообразия различных подходов к воспитанию и развитию детей немного забытыми оказались старые проверенные и хорошо зарекомендовавшие себя методы, в частности – настольные игры для ума. А что если их реанимировать! Ведь благотворное влияние этих игр на умственные способности ребятишек неоспоримо.

Шахматы

Наверняка почти в каждой семье где-то в далеком углу лежат и скучают шахматы – большие деревянные или маленькие дорожные на магнитиках. Раньше эта интеллектуальная игра была очень популярна. И заслуженно! Пусть непоседа сделает интеллектуальную паузу в своем активном графике. Ведь шахматы – это один из самых действенных способов развить у ребенка абстрактное мышление, логику, тактику. Они расширяют кругозор, учат думать и принимать решения. Они тренируют усидчивость, волю, выдержку и память. И вообще, это лучший фитнес для мозгов!

И не только для детских. Поэтому и для родителей, и для детей куда больше пользы от партии в шахматы, чем от очередной передачи по телевизору. Причем играть можно не только дома, но и на отдыхе, в дороге.

Шашки

Эта игра – один из родственников шахмат. Доска для игры в шахматы может быть 12х12 клеток, 10х10, 8х8. А вот международные состязания проводятся по стоклеточным шашкам. Такое решение было принято приблизительно сто лет назад в Голландии. Так же, как и шахматы, шашки – отличный интеллектуальный вид спорта, развивающий способности мыслить логически и стратегически. Ребенку, как и при игре в шахматы, нужно сидеть (соответственно, тренируется усидчивость) и думать над ходами (мышление), оценивать ситуацию на доске (тренируется ум).

В игре используется психомоторика – трогать, переставлять, «кушать» фишку противника. Кроме того, играя в шашки, ребенок развивает внимание, сосредоточенность, что так важно для обучения школьным наукам. А значит, гранит науки для таких деток станет вкусным десертом!

Кубик Рубика

Наверное, мало кто из сегодняшних взрослых в детстве не вертел в руках и не пробовал собрать эту увлекательную головоломку. А может, у кого-то даже получалось ее собрать. Классический кубик – 6-цветный 3×3×3, бывают 2×2×2, 4×4×4, 5×5×5; кубики с картинками на гранях; «гибриды», полученные объединением нескольких кубиков, варианты с тетраэдрами, закруглёнными углами. В общем, на любой вкус и возраст!

Во время «бума» кубика Рубика (а это 80-е годы ХХ века), его собирали все, везде и всегда, когда появлялось время – дети в школах, их родители, даже бабушки на лавочках! Это вызвало информационный резонанс – стали публиковаться статьи с алгоритмами сборки этого хитрого кубика, создавались целые клубы. Сейчас эта игрушка не столь популярна, если не сказать забыта. А зря! Процесс сборки кубика – это хорошая тренировка и зарядка для ума и памяти, а для детей помладше – еще и развитие мелкой моторики. Стоит ребенка заинтересовать заняться этим. Ведь никакие компьютерные игры не способны заменить тактильные ощущения, которые дает головоломка. В сети Интернет есть немало сайтов, предлагающих собрать кубик по какой-либо конкретной методике.

Кстати!

К первым кубикам Рубика прилагалась бумажка, где по-английски было написано: «Эта игрушка развивает логическое мышление и стереоскопическое зрение у детей и взрослых. Синхронная манипуляция на многих поверхностях является очень сложным заданием, которое можно решить только при условии открытия логики поворотов».

Татьяна РАДЬКОВА

полная версия - журнал Мир семьи, март 2010