Левши мыслят иначе: учимся понимать своего ребенка

Автор

К счастью, в современном мире детская леворукость уже не считается недостатком, как это было еще полвека назад.

Леворуких детей приняли, но поняли ли в чем их отличие от остальных?

Левое vs правое

В мозге левшей доминирует правое полушарие, и чтобы понять, что стоит за этим фактом, давайте разберемся, какие функции выполняют оба полушария мозга

Левое полушарие – отвечает за аналитическое, рациональное, логическое мышление и речь. С его помощью мы можем оценивать происходящее, обрабатывать новую информацию, систематизировать факты, понимать причинно-следственные связи.

Правое полушарие – отвечает за образное, творческое мышление, эмоции, интуицию. С его помощью мы мечтаем, фантазируем, воспринимаем музыку, цвета и звуки, ориентируемся в пространстве.

У новорожденного ребенка правое полушарие работает гораздо интенсивнее, чем левое, которое развивается постепенно.

А вот для большинства взрослых ведущим является именно левое полушарие, поэтому в нас так много рациональности и иногда нам так сложно принять и понять свои чувства.

Почему ребенок рождается левшой

Чаще всего ведущая роль правого полушария определяется генетикой.

Генетик Вениамин Сошко рассказывает: «Только 2% левшей рождаются в семьях с праворукими родителями. Но если у обоих родителей ребенка доминирует правое полушарие, эта особенность передастся детям почти в 50% случаев. Всего на свете сейчас проживает леворуких людей примерно четверть от общего количества населения. Среди левшей больше мальчиков, согласно последним исследованиям развитие левого полушария у плода мужского пола подавляет мужской гормон тестостерон».

Также леворукость может развиться из-за травмы или болезни. Когда в левом полушарии происходит какой-то сбой, часть нейронов не получает питания и погибает. Тогда мозг в экстренном порядке перераспределяет функции, передавая часть из них правому полушарию.

В чем отличие левшей?

Если ведущая рука вашего малыша – левая, родителям стоит знать о некоторых особенностях его восприятия.

Итак, левши:

  • более чувствительны и ранимы, чем их праворукие сверстники;
  • склонны к тревожности и неуверены в себе;
  • мыслят образами, картинами, тонко чувствуют цвет и форму, видят различия между вещами, даже когда праворукие считают их абсолютно одинаковыми;
  • больше воспринимают речь человека по его внешнему образу, жестам, интонации и мимике, чем по конкретному содержанию его слов;
  • думают творчески и часто находят весьма нестандартные решения стандартных задач;
  • тяжело переносят жесткие рамки, давление и ограничения;
  • могут поразить качеством и скоростью исполнения задания, сделанного по собственному желанию;
  • легко утомляются;
  • испытывают сложности, оказываясь в незнакомой обстановке.

Однако такие особенности восприятия леворуких детей влекут за собой определенные сложности.

Так у левшей можно заметить трудности с:

  • пониманием последовательности действий;
  • выбором, принятием решения;
  • выделением главного и второстепенного;
  • доступным объяснением своего мнения;
  • переводом своих мыслей в знаки и символы;
  • забывчивостью;
  • контролем над своими эмоциями и настроением;
  • коммуникацией с окружающими.

Обучение левшей

Левши могут начать говорить, читать и писать позже своих сверстников. Так как правое полушарие отвечает за образы и эмоции у ребенка-левши могут возникать трудности с математикой, геометрией, физикой, да и в целом обучение основано на запоминании, аналитике и логике, а не на творческом подходе.

Возможные проблемы леворуких детей в обучении:

  • чтение слева направо, с середины;
  • зеркальное написание букв и цифр;
  • путает знаки + и -;
  • не применяет правила на практике;
  • сложности с переносом слов;
  • не воспринимает поля в тетради;
  • путает понятие «право», «лево», «верх», «низ»;
  • буквы и цифры наклонены в разные стороны, между ними разные расстояния.

Психолог, дефектолог Наталья Компаниец рассказывает: «Все возможные трудности с учебой – временное явление. Важно понимать, что ваш ребенок не ленится или специально делает вид, что не понимает – это особенность его восприятия. Левше просто нужно больше времени на понимание материала и адаптацию, и со временем все встанет на свои места».

Индивидуальные особенности есть у каждого из нас, важно научиться их понимать и принимать в детях.

Феномен левшества с позиций нейропсихологии

Ребенок-левша и его адаптация в окружающем мире