Для детей самое главное – доверие

Автор

В последнее время становится все более модной тренинговая система обучения – сегодня каждый может выбрать себе курс по душе. Не так давно к программам для взрослых стали присоединяться тренинги для подростков и даже дошколят! Насколько такая система обучения эффективна для наших детей, мы поинтересовались у тренера детской учебно-творческой Мастерской «Академия коммуникации»(www.facebook.com/communacademy), Наталии Грабовской.

Наталия, расскажите, пожалуйста, вкратце, чем конкретно отличается тренинг от другой формы обучения?

Тренинг, прежде всего, подразумевает интенсив. Во всем мире именно эта форма обучения считается наиболее эффективным и быстрым инструментом развития. На занятии человек получает практические навыки использования того, чему посвящен тренинг. Тренинги обычно групповые, все участники активно взаимодействуют друг с другом, выполняют как персональные, так и общие задания.

И насколько эта система подходит для детей?

Дело в том, что наши дети сейчас практически как полноценные взрослые. Своих учеников (даже самых маленьких) я всегда называю «студенты». И это не лукавство. Они знают свои цели, умеют сконцентрировать свои усилия, на совесть выполняют задания... Конечно, в группе всегда может попасться ребенок, который плохо контролирует свои эмоции, не вполне понимает, зачем ему посещать данный тренинг. Это может разбалансировать других детей, подрывать ход занятия. Но в этом есть и плюсы. Во-первых, другие дети учатся с этим взаимодействовать, работать в затрудненных условиях, во-вторых, для самого «неконтролируемого» ребенка это тоже польза: отставая от других в выполнении определенных заданий, он «плетется в конце хвоста лидеров», и начинает понимать причинно – следственную связь.

Вы применяете воспитательные методы во время своей работы?

Очень завуалировано. Дело в том, что моя система предполагает практически неограниченную свободу детей – это мне нужно для их самовыражения. Я им не учительница, а скорее, старший наставник, который помогает подобрать нужные ключики. Основную работу они делают сами. Если же дело заходит слишком далеко, я стараюсь просто объяснить ребенку, что он теряет, не выполняя задания. А когда не получается, могу применить хитрость. Есть у меня несколько секретных систем поощрений, которых дети лишаться не любят (улыбается).

И Вы можете гарантировать конкретный результат после нескольких месяцев занятий?

Да, результат всегда есть. Хотя не для всех одинаков, так как у каждого ребенка индивидуальный график развития, освоения навыков, познания. Иногда в одной группе встречаются диаметрально противоположные дети. Например, в личностном курсе, где нашей основной задачей является раскрытие потенциала и снятия зажимов, могут оказаться вместе ребенок, который боится даже говорить при посторонних людях, и ребенок, которого «открывать» вообще не нужно – он отлично самовыражается! Конечно, сложно всех поставить приблизительно на одну планку, но это и не нужно! Просто с более открытым ребенком уделяю больше внимания развитию лидерских качеств, организаторских способностей, а во втором случае занимаемся интенсивным, но аккуратным самопознанием, находим свою уникальность и место в коллективе.

Вы можете привести пример того, как с помощью тренинговой системы корректируются конкретные вопросы, как осваиваются навыки?

Конечно. Возьмем, к примеру, самый распространенный страх среди деток (да и среди взрослых тоже) – страх публичного выступления. Чтобы справится с ним, мы делаем множество игровых упражнений. В частности, игра «оправдание недостатков». Дети в качестве домашнего задания готовят рассказ об одном своем недостатке – задача их в том, чтобы рассказать о нем, как о достоинстве! Подчеркнуть все плюсы и завуалировать минусы. Чаще всего дети говорят о таком качестве, как «стеснительность» - чем только уже не оправдывали! И «зато я не надоедлив», и «меня не наказывают за плохое поведение». Таким образом, будучи приняты аудиторией и осознавая, что их недостатки могут быть их достоинствами, детки учатся принимать себя, и, как следствие – выступать публично! Таких примеров я могу приводить бесконечное множество.

ВИДЕО

А как Вы считаете, что самое главное в Вашей работе?

Доверие. Абсолютное и неподдельное. Самое главное – установить теплые приятельские отношения с детьми, чтобы они чувствовали себя комфортно, свободно. Не ощущали давления, завышенных требований и ожиданий. Тогда они, как по волшебству, начинают раскрываться подобно маленьким подснежникам, пробивая толщу замершего льда и стремясь к свету...

А что в Вашей работе - самое сложное?

Честно говоря, на данный момент сложнее всего – не обмануть родительских ожиданий. В последнее время я параллельно практикую мастер-классы для родителей. Вы знаете, когда пройденное на курсе дублируется дома, мы можем ближе подойти к идеальному результату. Кроме того, мы практикуем пробные уроки, где подробно рассказываем о целях и основных принципах, на которых строится тот или иной курс, а родители имеют возможность задать все интересующие вопросы.

Как отличаются принципы работы с дошкольниками, и, к примеру, детками старше двенадцати лет?

Детки старше двенадцати уже вполне взрослые, чтобы проходить сложные упражнения и заниматься в ускоренном ритме. Для них мы используем «взрослые» игры, например, «мозговой штурм» или «дебаты». Говорим на серьезные темы - такие, как политика или наука, к примеру. Чем младше детки, тем упражнения проще, больше похожи на игру, после интеллектуальных игр всегда занимаемся подвижными, чтобы отдохнуть, сменить деятельность. В работе с малышней я активно использую сказкотерапию, куклотерапию и театротерапию. Грань между игрой и обучением у них очень тонкая. Но все-таки, каждое упражнение имеет свою ценность и смысл.

Как я понимаю, сказкотерапия и театротерапия – это коррекция при помощи «проживания эмоций»... Какие проблемы можно решить этим методом?

Абсолютно любые – страх, обиду, грусть, неудачу... и даже боль утраты! Например, если ребенок потерял лучшего друга (скажем, его увезли в другой город) – это для него сильнейший стресс, который может сказаться на всей дальнейшей жизни, на характере. Мы же придумываем и воплощаем сюжет, в котором разлука «не навсегда». Проживая свои страхи, свою боль и грусть, мы постепенно избавляемся от них. Многие проблемы таким образом можно «предупредить», «подстелить психологическую подушку» для ребенка.

Какие основные цели преследует тренинг для детей?

У разных тренингов – разные цели. Например, наш курс «Я – личность» направлен на обретение уверенности в себе при публичных выступлениях, овладение навыком говорить уверенно на любую тему, уметь точно и ясно выражать мысли, аргументировать точку зрения, проявлять инициативу, развивать интеллект и креативное мышление.

И насколько успешен данный курс?

Наша первая группа, которая занималась в августе месяце, уже делает значительные успехи. Как я уже говорила, приходят детки разного уровня подготовки, и результат для каждого – свой, индивидуальный. Например, у нас есть парень, который вообще не хотел говорить перед публикой. Сейчас уже не остановишь (улыбается). В данный момент у нас как раз идет набор в группу «Я-личность», которая стартует с 23 сентября www.eba.com.ua/ua/education/theatre. Записаться на этот курс можно по телефонам: 050 411 16 33, 067 449 05 02 Мы с радостью ждем наших юных студентов! С нами определенно будет полезно, интересно и весело!

Об авторе тренинга Наталии Грабовской