Как воспитывают детей в разных странах

Автор

Как влияет наша культура на выбор методов воспитания ребенка, что такое позитивное воспитание детей? Давайте узнаем, как воспитывают детей в Японии, Норвегии, Испании и в других странах.

Основная проблема современных родителей не только в определенной стране и культуре, но и по всему миру — в большинстве случаев, они не знают, что они делают. Тем не менее, несмотря на это отсутствие уверенности и очевидное отсутствие знаний, многие родители, вооружившись несколькими фактами о воспитании детей ревностно считают, что именно они и их выбор выкраивают будущее их детей. На деле же, в США, например, они ходят от специалиста к специалисту, чтобы достичь всего одной цели: вырастить самого счастливого, успешного и самого приспособленного лидера будущего.

Но какие опасности таит в себе мысль, что существует лишь один правильный способ воспитания ребенка? Как сильно влияет наша культура на этот процесс? Как воспитание демонстрирует то, чем мы на самом деле являемся как нация? Одна из спикеров на TED Talk однажды сказала: «У американцев сценария нет. Мы верим, что сами должны творить будущее, возможности и то, кем станут наши дети. Что прекрасно и тревожно одновременно.»

По ее словам, большинство мам ищут совета по воспитанию ребенка у друзей, на сайтах и из книг. Своих собственных матерей они называют крайне редко. Другими словами современные родители в США верят, что будущее не писано — и это сводит их с ума как родителей. "В других странах такой паники нет," пишет Кристин Гросс- Лок, автор книги «Воспитание без границ: удивительные уроки, которые нам могут преподать родители всего мира» - "Люди понимают, как нужно действовать".

В Норвегии детство сильно институционализировано, говорит норвежский социолог и экономист Маргунн Бьорнхолт. Уже в год большинство детей вступает в спонсируемый государством детский сад.

До этого времени родители получают поддержку государства и почти год отпуска по уходу за ребенком, а затем поступают в школу и другие учреждения. Норвежцы считают, что детям идет на пользу такое раннее поступление в детский сад, где царит фетиш страны к свежему воздуху. Так что даже в Осло, где качество воздуха в помещении является более высоким, и даже в скандинавскую зиму детей кутают и вывозят на улицу подремать в колясках.

Странность? Культура. В Японии, где Гросс-Лок живет часть года, позволяет своим двум дочерям и сыну(4-х, 7-ми и 11 лет соответственно) выполнять какие-то поручения без родительского присмотра. Дети смело спускаются в токийское метро и бороздят многолюдные улицы — наряду со своими японскими сверстниками. Но по возвращению в США правила меняются и так же разгуливать по мегаполису детям уже не разрешается. «Если я им позволю быть самостоятельными здесь в США, меня не только смерят презрительными взглядами, но и позвонят в службу опеки на всякий случай».

В Японии и Норвегии родители культивируют самостоятельность и независимость ребенка. Дети рано начинают выполнять какие-то задачи самостоятельно — будь то хождение в школу или поход в кино. Но рамки немного разные. В Скандинавии преобладает акцент на демократических отношениях между родителями и детьми. Права ребенка имеют первостепенный характер, особенно в Швеции. Например, у ребенка есть право на родителей для обеспечения комфорта и успокоения, значит, у него есть право приходить и ложиться в родительскую кровать посредине ночи.

Если родители ему этого не позволяют, то они нарушают права ребенка и выказывают свое родительское пренебрежение. А вот в некоторых частях Азии привычным является нормой позволять уже не маленькому ребенку спать с родителями. Больше всего времени и контакта с ребенком присутствует у корейских родителей. Но принципом воспитания в семье является повиновение, а не демократия. В еврейской традиции, руководствуясь заповедями Талмуда, каждый родитель обязан научить ребенка плавать.

Родители растят ребенка с мыслью, что он их покинет рано или поздно, поэтому они должны обрести уверенность в своих силах, находчивость и стойкость. Все это является испытанием для родителей, поскольку они должны позволить детям совершать ошибки.

Для американского родителя, например, это очень сложно. Взрослые искренне переживают о действительно больших проблемах, как таяние ледников, экономический кризис и вечная история про жестокость, насилие и поступление в колледж. Огни замещают все эти страхи, которые не могут контролировать, лишь одной единицей, которую могут — своим ребенком. Американские родители очень сосредоточены на том, чтобы холить детские таланты, готовя их к успеху.

Сара Харкнесс, профессор Департамента по вопросам развития человеческого потенциала и семейных исследований в Университете штата Коннектикут, говорит, что почти 25 процентов всех прилагательных, используемых американскими родителями, сводились к «умный»,«одаренный» или «продвинутый». «Необходимость максимизировать потенциал ребенка частично обусловлен страхом того, что ребенок претерпит неудачу в нашем все более конкурентном мире, где мы не можем рассчитывать на то, на что рассчитывали наши родители".

Такая тенденция недалеко ушла от принципов воспитания азиатских стран, где воспитание детей, с самого раннего возраста, ориентировано на академическую успешность и на принятие в колледж. Одна корейская мать, с которой общалась Сара Харкнесс, начала проигрывать английские записи 2-месячному ребенку, потому что «начинать никогда не рано». Основная роль родителя — педагог, которого ребенок должен уважать и которому в будущем должен возместить его жертвы.

В Голландии родители только в 10% случаев употребляют прилагательное «умный», когда говорят о детях. Голландские родители твердо убеждены в том, что не нужно слишком сильно загружать детей. «Люди могут рассказывать о кузене, который получил степень доктора и был очень расстроен, потому что в университете не было рабочих мест, и поэтому он сказал, что вы не должны учить ребенка читать до школы, чтобы ему там не было скучно и у него были друзья». В числе приоритетов голландской семьи — регулярный и систематический отдых, питание и приятное окружение.

Но в Испании, где семьи сосредоточены на социальных и межличностных аспектах развития ребенка, родители будут просто шокированы идеей, что ребенка можно положить спать в 6:30 вечера и он беспрерывно проспит до утра, вместо того, чтобы взаимодействовать и участвовать в семейной жизни вечерами и ночами. Испанские дети могут лечь спать и в 10 вечера.

В США родители хотят позаимствовать мудрости и корейских, и голландских, и японских, и еврейских, и норвежских, и испанских родителей — всех сразу. «В нас уникально то, что мы хотим быть счастливы и не испытывать при этом никакого дискомфорта при достижении этой цели. А это две конкурирующие стратегии».

Американское стремление к поиску единого и истинного пути начинает сочиться за пределы страны. Растущее осознание дефицита ресурсов и потенциал социальной мобильности увеличивает давление на родителей по всему миру для того, чтобы «родительствовать».

В Тайване самые популярные книги по воспитанию детей являются переводами американских. Но родительская тревога — это самая плохая вещь для экспорта. Вместо этого «мы должны учиться друг у друга," говорит Харкнесс «и признавать, что существуют очень разные успешные пути к воспитанию детей.»

Разнообразие идей должно нести свободу, а не вызывать стресс. Разве не несет облегчения мысль, что ошибки допускают все родители и это нормально? Современные родители имеют все, что нужно для того, чтобы подстроить «неписаное» будущее под свое собственное его виденье, опираясь на традиции как глобальной, так и современной теории. Но сделают ли они это? Это нам расскажет завтрашнее поколение.

Источник: ideas.ted.com