Как влияют на девочку эксперименты со внешностью: мнение психолога

Автор
Как влияют на девочку эксперименты со внешностью: мнение психолога

После редакционного эксперимента, когда шеф-редактор UaUa.info позволила шестилетней дочке выкрасить волосы в розовый цвет, среди наших читателей разгорелись споры.

Одни говорили, что девочка с волосами в цветах своих любимых My little pony — это здорово и круто. Другие утверждали, что такие ранние эксперименты с внешностью обязательно скажутся на психике ребенка, и могут принести ему вред.

Мы решили узнать точку зрения специалиста. Основательницу детских садиков «Совенята», психолога и маму двоих дочерей Оксану Пшегорницкую мы расспросили, как бьюти-эксперименты могут повлиять на девочку.

Как влияют на девочку эксперименты со внешностью: мнение психолога - изображение №1
Как влияют на девочку эксперименты со внешностью: мнение психолога - изображение №2

Я отношусь к этому нормально: цветные волосы никак не вредят ребенку. У моей старшей дочки фиолетовые прядки. И в «Совенятах» у нас есть шестилетняя девочка с прической под Йоланди – ежик с очень короткой челкой, а сзади длинные пряди. Девочка захотела, а мама с папой разрешили — почему бы и нет?

В «Совенятах» у нас вообще прогрессивные родители. Есть мамы с зелеными волосами, есть с дредами, с ежиком. Соответственно к детскому желанию экспериментировать и быть яркими они тоже готовы.

Что действительно влияет на детскую психику, так это ранняя сексуализация. То есть, когда из ребенка, девочки делают «мини-женщину»: яркий макияж, томные взгляды, наряды с претензией на откровенность.

Я видела девочку, которую мама водила ее по всем конкурсам красоты, снимала в рекламе. В пять лет ей делали мелирование, подкрашивали. И это были не детские шкодные эксперименты с цветами, вообще ничего детского. Это была именно попытка сделать из ребенка маленькую женщину, в соответствии с требованиями рынка.

Такой подход травмирует. Девочка учится воспринимать себя через свою внешность, начинает верить, что ее ценность зависит от того, как она выглядит. И что эту ценность определяет не она сама, а кто-то другой.

А в розовых, зеленых, фиолетовых волосах, в челках-ежиках нет ни сексуализации, ни объективации. Это просто оригинально и весело.

Один из аргументов у противников ярких волос у детей — мол, девочки подражают героиням Монстр Хай. Почему-то в этих персонажах видят что-то негативное и вредное для детей.

На самом деле Монстр Хай – это очень хорошие персонажи. Потому что они как раз показывают, что красота бывает разная, и что люди тоже разные.

До этого много лет были популярны куклы Барби, сделанные по одинаковому стандарту. Это только сейчас выпустили Барби с разными фигурами. До этого была одна фигура, одно лицо. Девочки им подражали и все стремились к одному и тому же образу.

А Монстр Хай подают прекрасную идею разнообразия: люди рождаются разными, у нас разные особенности, внешность, способности. И эти образы полезнее, чем образы однотипных Барби и принцесс.

Как влияют на девочку эксперименты со внешностью: мнение психолога - изображение №7

С одной стороны, желание краситься — это тоже проявление личности ребенка, самовыражение. С другой — пятилетняя малышка с взрослым макияжем для фотосессии или конкурса красоты — это не здраво, и я очень против этого.

Главная причина – это та же объективация девочек, когда их учат их воспринимать себя через свою внешность.

Зато там, где дело не касается ранней сексуализации, я только за. Аквагрим, например. Классно, когда человек приходит в садик сегодня Спайдерменом, завтра драконом, потом феей.

Когда девочка хочет красить губки-ноготки, тут тоже нужно смотреть на причину.

Если она хочет краситься, потому что кто-то ей сказал, что только так она будет красивой, и только красивую ее будут любить — это проблема.

Это один из элементов объективизации женщин в обществе. Вы знаете много про конкурсы красоты для мальчиков? Их просто нет. А для девочек — масса.

Это один из пунктиков нашей системы общества, когда девочку заставляют конкурировать с кем-то в плане внешности.

Если же это просто элемент подражания: у мамы есть косметичка, и мне нужно, то в этом нет ничего необычного. Все девочки, и даже некоторые мальчики на каком-то этапе такое проходят.

Я не сторонница детских накрашенных ногтей, но, если дочери хотят «как мама» — не запрещаю. Но какое-то платье в сеточку и макияж под «секси-леди» с подчеркнутыми губами, скулами - нет, это нет.

Рано или поздно девочки начинают взрослеть, и идентифицировать себя, как женщин. Они уже не хотят краситься под дракона или фею, макияж для них становится частью флирта, отношений с мальчиками.

Это у кого-то раньше происходит, у кого-то позже. И регулировать тут могут только родители. Вначале они тормозят этот процесс, запрещают, а потом постепенно отпускают. И нужно быть готовыми к тому, что отпустить придется.

Причем, контролировать это должны именно родители, а никак не школа. С моей точки зрения, школа учит детей, и точка. На этом ее функции заканчиваются. Воспитательные функции — это дело семьи и родителей.

Как влияют на девочку эксперименты со внешностью: мнение психолога - изображение №10

Многие мои коллеги поддерживают идею, что форма очерчивает для ребенка какие-то рамки. Я — ярый противник этого.

Да, рамки поведения в обществе обязательно должны быть. Но одинаковая одежда для всех — это слишком уж навязанные границы.

Я за то, чтобы человек в школу мог одеваться так, как ему нравится. У меня две дочки, абсолютно разные по складу характера, по внешности, по привычкам в одежде.

Старшая дочка всегда любила одеваться в принцесс. Юбки, платья — это ее. А все красивые джинсики, которые я ей покупала, пролежали все детство мертвым грузом.

Младшей дочке по инерции тоже стала покупать платья. Но они лежат, а она говорит: «Я не хочу бути як принцеса, я хочу бути пйосто як Любава».

Все дети разные, с разными вкусами. Я не думаю, что нарядить всех в одинаковую форму — хорошая идея.

Есть еще идея, что школьная форма якобы убирает различия в социальном статусе родителей. Но эта идея не работает. Статус родителей, кроме одежды, проявляется сотней других способов, его не скроешь. Это и марка телефона, и автомобиль, на котором ребенка привозят, и мелочи, вроде ручек и блокнотов. Мы не можем создать вакуум и уравнять всех.

Школьная форма – это такой же элемент системы, как, например, сложенные на парте руки, или необходимость вставать, когда входит взрослый.

Это серия безосновательных правил, которые ты должен их выполнять, но никто не может объяснить, зачем.

Они направлены на то, чтобы сделать человека «одним из», загнать его в рамки. Сделать его более послушным. А послушный ребенок — это удобно для всех, кроме него самого. Так что я была бы очень рада, если бы форму отменили.