Как вести себя с недовольным ребенком: совет мамы-психолога

Автор
Как вести себя с недовольным ребенком: совет мамы-психолога

Мнения мамы и ребенка о том, что такое хорошо и что такое плохо, могут заметно отличаться. Мы часто стараемся сделать для детей что-то, что точно будет полезно и правильно. Когда это «правильно» не совпадает с детскими ожиданиями, мы, вместо благодарности, получаем недовольного ребенка, и сетуем на капризы и упрямство детей.

Детский психолог Екатерина Кес в своем блоге ipsyholog.ru рассказала, как понять, почему ребенок разочарован, и как договориться с ребенком, который высказывает свое недовольство.

Как вести себя с недовольным ребенком: совет мамы-психолога - изображение №1

Екатерина Кес

детский психолог

Сегодня я хочу дать несколько полезных рекомендаций о том, как вести себя с ребенком, который чем-то недоволен и выражает вам это недовольство.

Как правило, первая реакция на такую ситуацию — объяснять, почему вы поступили именно так, а не иначе. Разумеется, вы уверены в своей правоте и пытаетесь обосновать и доказать это.

Часто это приводит к сопротивлению со стороны детей, спорам, слезам, обидам на вас, и обвинениями «Ты меня не понимаешь!»,и т.д. И это не капризы ребенка, а попытка отстоять собственное мнение.

Мы постоянно подаем пример, как нужно вести себя в той или иной ситуации.

Хотите научить ребенка быть внимательным к чувствам и переживаниям других, хотите, чтобы он умел идти навстречу, договориться — подавайте ему этот пример сами. И, если ребенок чем-то разочарован или недоволен, прежде всего, покажите, что вы его слышите и понимаете.

Успокоить ребенка можно с помощью простых фраз:

  • «Я тебя понимаю, вот что тебя расстроило...»
  • «А… вот, оказывается, как ты хотел…. А получилось по-другому…»
  • «Представляю, как было неприятно…»
  • «Ты расстроился из-за этого, я тебя понимаю».

Не важно, что именно вы скажете. Здесь главное – ваше намерение понять ребенка и показать ему, что вы его у с л ы ш а л и.

Если ситуация позволяет — просто согласитесь с ребенком. Либо постарайтесь вместе решить, что можно сделать сейчас, какой есть компромиссный вариант, о чём здесь и сейчас можно договориться.

Некоторые родители боятся договариваться с детьми, т.к. считают, что они «распоясаются», что пострадает их родительский авторитет, что это проявление родительской слабости. Но это не так. Когда вы стараетесь понять ребенка, услышать его и договориться с ним, стараетесь в чем-то пойти ему на навстречу – он у ч и т с я у вас тому же! Вы очень скоро увидите, как его поведение начнет меняться.

Помнить, что ребенок берет с вас пример и копирует вас.

У меня с моим сыном-второклассником недавно произошла ситуация, которая ярко иллюстрирует этот совет.

Сын говорит мне после школы:

- Зачем ты мне вместо воды налила в бутылку компот? Я набегался с ребятами, мне захотелось пить, а в бутылке — компот. А я хотел воду.

В голове вертятся автоматические ответы:

«Потому что компот полезнее», «В следующий раз сам будешь себе бутылку наполнять»,

«Я думала, так лучше будет», «Ничего страшного, один раз можно было и компот попить»…

Беру пару секунд на размышление.

Отвечаю:

- Прости меня, пожалуйста, я хотела тебя порадовать. Думала, что тебе будет так приятнее. В следующий раз буду наливать воду.

Молчит. Но понимаю, что ему приятно.

Ребенок почувствовал, что его услышали, поняли. С ним не стали спорить, не стали читать нравоучения. Просто услышали. И согласились.

Буквально через минуту о чем-то начали спорить, тут ребенок мой говорит:

- Хорошо, мама, ты права. Я с тобой согласен.

Я улыбаюсь. Понимаю, что дети нас копируют.

Если вы соглашаетесь с ребенком, признаете его правоту, извиняетесь перед ним, если были неправы – вы показываете ему хороший пример. И рано или поздно он будет отвечать вам точно так же.