Как облегчить жизнь младшему школьнику. Советы для мамы

Автор

Жизнь первоклашки наполнена новыми эмоциями, лицами, информацией и обязанностями. Порой это создает самую настоящую перегрузку, приводит к стрессам и школьным проблемам со здоровьем. Ученикам вторых и третьих классов ненамного легче. Пусть адаптация к школе уже позади, но объем заданий, уроков и обязанностей у них ощутимо вырос. По напряженности их график вполне можно сравнить с рабочим ритмом взрослого. Что делать маме, чтобы облегчить жизнь своему маленькому школьнику, и помочь ему легче справляться с нагрузками?

Утро

Начинайте будить ребенка на 15-20 минут раньше, чем ему действительно нужно встать. Это нужно, чтобы он проснулся без спешки, потянулся-назевался, расшевелился и постепенно переключился со сна на бодрствование. Если погода пасмурная и за окном темно, добавьте к пробуждению еще пять минут.

Во время пробуждения и сами не спешите. Выделите в утренних хлопотах время исключительно для этого. Ваш голос должен быть спокойным и доброжелательным. Погладьте, пощекочите малышка, помассируйте ему стопы и ладошки. Это поможет организму быстрее «включиться».

Маленький секрет легкого «включения»: дайте задачу детскому мозгу. Спросите, хочет он надеть рубашку или гольф, полить его кашу медом или вареньем, положил ли он вечером в рюкзак любимую игрушку. Небольшое умственное усилие выведет его из сонного состояния.

Маленький секрет легкого пробуждения: дайте задачу детскому мозгу. Спросите, хочет он надеть рубашку или гольф, полить его кашу медом или вареньем, положил ли он вечером в рюкзак любимую игрушку. Небольшое умственное усилие выведет его из сонного состояния.

Не подгоняйте, не ругайте и не дергайте ребенка утром. Лучше объявите соревнование: кто первым добежит от кровати до ванной, кто быстрее оденется, и тд.

Обязательно накормите ребенка завтраком. Если не успеваете, в следующий раз корректируйте время пробуждения так, чтобы осталось время и на еду. Уже через полчаса малыш проголодается, и умственные усилия станут невозможными.

Прощаясь у школы, или у дверей, не напутствуйте словами: «Смотри мне, чтобы все было хорошо!», или «Веди себя по-человечески!». Лучше лишний раз обнимите, поцелуйте и пожелайте хорошего дня.

День

Встречая малыша из школы, не допытывайтесь, что он сегодня получил, и почему. Расспросите о впечатлениях дня, что интересного и хорошего было, что нового узнал, с кем проводил время. Если у ребенка нет особого желания рассказывать, не настаивайте. В конце концов, вам тоже после работы хочется отдохнуть от впечатлений, а не делиться ими.

Если ребенок, наоборот, горит желанием что-то рассказать, выслушайте, вникая и задавая уточняющие вопросы. Не отсекайте его словами: «Вначале обед и уроки, а потом — разговоры».

Если на ребенка пожаловался учитель, не спешите устраивать «показательную казнь». Лучше сказать, что вы разберетесь дома. Обязательно дайте высказаться ребенку. Желательно, сразу в присутствии учителя, чтобы он тоже мог увидеть две стороны медали. Дома еще раз обсудите с ребенком ситуацию, обязательно в доброжелательном тоне. И предложите ему вместе найти выход из нее.

Перед тем, как делать домашнее задание, ребенку нужно отдохнуть. Сев за уроки сразу после школы, он врядли сможет качественно сосредоточиться и поработать. Дайте ему 2-3 часа на то чтобы пообедать, расслабиться. Первоклашке стоит даже лечь поспать в это время. Заниматься поздно вечером тоже неэффективно: ребенок будет уставшим, и не сможет сосредоточиться. Лучший период для домашнего задания— с 15.00 до 17.00.

Не торопитесь сделать все задания за один присест. Давайте после каждого сделанного урока перерывы по 10-15 минут, чтобы ребенок размялся, побегал и «проветрил голову».

Не старайтесь контролировать выполнение задания от и до. Чем больше ребенок сможет выполнить без вашего участия, тем быстрее у него разовьется самостоятельность и ответственность. Подходите только если он сам попросит о помощи. И помните: от вас нужна помощь и вера в ребенка, а не окрики и упреки. Как бы серьезно вы не относились к школьным знаниям, помните: оценки — это не характеристика вашего ребенка. И нельзя относиться к нему через призму успеваемости.

Нарисуйте перспективу. Помогите ребенку увидеть то приятное, что ожидает его после выполнения заданий. «Когда ты сделаешь уроки, посмотрим вместе мультик».

Обязательно выполняйте обещанное. Как бы вы ни были заняты, хотя бы 30-40 минут в день уделяйте именно общению с ребенком. Совместный просмотр мультиков, игры, чтение. Словом, то, что важно для него. Не отвлекайтесь в это время на телефон, интернет, общение с мужем. Это время, принадлежащее ребенку.

Вечер

Укладывая ребенка спать, учитывайте, что для нормального отдыха ему нужно не 6-7 часов, а 9, а то и все 10. И в режим сна ему тоже нужно переключиться. После душа посидите с ним некоторое время, погладьте и мягко помассируйте все тело, это снимет дневное напряжение, поможет расслабиться и настроиться на отдых. Вечернее чтение станет и мостиком к приятному сну, и таким важным совместным времяпровождением, тесным контактом, на котором строится базовое доверие ребенка к миру.

Не выясняйте перед сном отношения, не поучайте и не наказывайте. Пусть вечер пройдет в мире и гармонии. Это поможет ребенку качественно усвоить впечатления дня, отдохнуть и войти в новый день полным сил и веры в себя.

Фото: depositphotos