Комфортно ли ребенку в коллективе: как определить без расспросов

Автор
Комфортно ли ребенку в коллективе: как определить без расспросов

Малыш не всегда может выразить словами, как он чувствует себя в коллективе. Даже если проблемы есть, родители часто узнают о них много лет спустя, от уже повзрослевшего ребенка. Малыши не рассказывают, что их тревожит, потому что пока не могут сформулировать свою проблему, боятся, или даже считают, что эта ситуация – нормальная, и они действительно заслуживают обид, которые им наносят. Определить, насколько комфортно ребенку в коллективе, можно с помощью приемов арт-терапии. Детское творчество поможет увидеть проблему, и подскажет, какие вопросы стоит задать воспитателю или учителю.

Аппликация «Полянка».

Вырежьте из цветной бумаги цветы разных цветов и размеров. Их должно быть чуть больше, чем детей в группе ребенка. Возьмите большой лист зеленого цвета и предложите малышу сделать полянку, где каждый цветок будет одним из его одногруппников. Пусть он выбирает цветок, называет его имя, а вы подпишите его и помогите наклеить на полянку. Место должен выбирать сам малыш.

Обратите внимание, в какую очередь он наклеит цветочек-себя. Какого цвета и размера будет этот цветок, в какой части поляны он будет расположен.

Стоит задуматься, если цветок вашего ребенка будет в стороне, далеко от группы. Это будто говорит: я одинок, со мной не играют, меня не замечают. Либо он вообще не захочет приклеивать на полянку себя: я туда не хочу. Либо свой цветок он приклеит, но цветы других детей его полностью закроют.

Рисунок класса.

Насторожить должно и то, что для других ребенок выбирает цветы мрачных тонов, подчеркивая их неприятность.

Ребенка постарше можно попросить нарисовать школу и его класс. Не нужно вдаваться в подробности: слишком детальное объяснение помешает ребенку отразить собственные ощущения. Если на картинке он среди других ребят, все улыбаются и общий тон картинки – жизнерадостный, в школе ребенку комфортно.

Стоит насторожиться, если на рисунке есть учитель, одноклассники, а самого ребенка нет. Или наоборот, есть только он, и никого больше. Если ребенок в стороне ото всех, или противопоставлен группе детей, если у персонажей картинки большие руки, открытые рты, прорисованные зубы – значит, ребенок ощущает отчуждение и агрессию. Если вообще никого нет на рисунке, а только здание или стены и мебель. Это формальный подход к выполнению задания, отстраненность, возможно потому, что с коллективом связаны болезненные переживания, которые вытесняются.

Психологическое напряжение: как родители влияют на детей

Кто твой ребенок: холерик, сангвиник, флегматик или меланхолик