Что должен знать ребёнок: проверяем знания первоклассника
- Автор
- Дата публикации
- Автор

Не за горами конец учебного года, а казалось бы совсем недавно вы с волнением стояли на первой школьной линейке и искали глазами в рядах юных школьников своего смущенного первоклассника. Первый учебный год пролетел быстро и сегодня мы хотели бы вместе с вами, дорогие родители, понять, какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть ваш ученик за это время.
Сразу оговоримся, что приведенный нами список – ориентировочный и условный. В зависимости от учебной программы, по которой работает школа ребенка, список может претерпевать определенные изменения.
Что в конце учебного года должен знать и уметь ребенок по математике:
- знать последовательность чисел от 0 до 100;
- уметь называть последующее и предыдущее число;
- иметь понятие об однозначных и двузначных числах (наименьшее однозначное число 1, наибольшее однозначное число 9, наименьшее двузначное число 10, наибольшее двузначное число 99. Двузначные числа состоят из десятков и единиц);
- уметь прибавлять и вычитать в пределах 20 с переходом через десяток;
- уметь читать и записывать числовые выражения, вычислять их значения;
- знать названия компонентов сложения и вычитания (слагаемое + слагаемое = сумма, уменьшаемое – вычитаемое = разность);
- знать переместительный закон сложения (от перестановки мест слагаемых сумма не изменяется);
- уметь решать простые уравнения (5 – х = 2, х – 8 = 1);
- уметь сравнивать и записывать числа, знать, что такое знаки « < », « > », « = », правильно расставлять знаки в примеры;
- понимать, что такое точка, прямая, кривая и ломаная линия, отрезок, геометрическая фигура;
- знать единицы измерения длины: сантиметр, дециметр, метр (1 дм = 10 см.,1 дм 5 см = 15 см., 18 см = 1 дм 8см., 20 см = 2 дм.);
- уметь решать простые задачи на нахождение суммы (На одной клумбе росло 2 цветка, а на другой 3. Сколько всего цветов росло на клумбе?);
- уметь решать простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого (В букете было 7 красных и белых роз. Красных роз было 5. Сколько белых роз в букете?);
- уметь решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (У Саши было 2 машинки, а у Ильи на 3 машинки больше. Сколько машинок у Ильи?);
- уметь решать задачи на нахождение остатка (На стоянке стояло 4 машины. 1 машина уехала. Сколько машин осталось?);
- уметь решать задачи на разностное сравнение (На одной полке было 5 книг, на другой – 3 книги. На сколько книг больше на первой полке, чем на второй? На сколько книг меньше на второй полке, чем на первой?);
- уметь решать составные задачи в два действия на основе простых задач.

Психолог Наталья Карабута рассказывает: «Первый класс – серьезное испытание для детской психики, и если вдруг ваш ребенок что-то не успевает или ему принципиально не нравится какой-то предмет, об этом стоит серьезно задуматься, ведь основа, заложенная в первом классе очень важна для дальнейшего успешного школьного обучения ребенка. Постарайтесь разобраться в причине неуспеваемости и устранить ее. Обязательно обратитесь за консультацией к преподавателю, услышьте его мнение, как специалиста и человека, который проводит много времени с вашим ребенком. Важный нюанс: в случае каких-то проблем не говорите ребенку с первого класса «у тебя не получается», «ты не знаешь», «тебе не дается». Это программирует маленького ученика на неудачи, дает почву для сомнений в собственных возможностях. В возрасте 6-7 лет ребенок еще только развивает свои умения и таланты и от того, насколько мы, взрослые, правильно организуем процесс, станем для ребенка умелыми и тактичными помощниками, а не злыми критиканами детских каракуль, многое зависит в его будущем».
Читай также: Если ребенок не хочет идти в первый класс: советы родителям
Что в конце учебного года должен знать и уметь ребенок по украинскому языку:
- первоклассник должен знать все буквы и звуки украинского алфавита, их названия и основные отличия (звуки произносим и слышим, буквы пишем и читаем);
- знать какие бывают гласные звуки и буквы (ударные и безударные);
- знать какие бывают согласные звуки и буквы (твердые и мягкие, звонкие и глухие);
- знать, как обозначается мягкость согласных;
- уметь вычленять звуки в словах;
- уметь определять последовательность звуков в слове;
- уметь соотносить количество звуков и букв в словах;
- уметь делить слова на слоги, определять количество слогов;
- уметь определять место ударения в слове;
- уметь писать слова, предложения, зрительные и слуховые диктанты;
- знать правила переноса слов;
- уметь находить границы предложения, ставить знаки препинания, начинать предложение с большой буквы;
- составлять предложения на заданную тему по рисунку, схеме.

Наша мама-форумчанка Pionistka рассказывает: «Димке в первом классе никак не давалось письмо. Читал он хорошо, с математикой, хоть и медленно, но справлялся, а вот письмо, это был просто ужас. Какие там точки в конце предложения и большие буквы в начале, Димка часто пропускал буквы в словах, менял слоги местами, недописывал слова до конца и я уже стала подумывать, что у него какая-то проблема типа «дисграфии». Муж рассказал, что у него была такая же история с письмом в детстве и ему учительница просто давала дополнительные задания и они таким образом «выписывали» все его ошибки. Мы решили свою учительницу и сына дополнительными занятиями в школе не терроризировать и сели писать диктанты дома всей семьей. Папа диктует – мы с Димкой пишем, я диктую – пишут папа и сын, а когда диктует Димка – пишем мы с папой, куда деваться, все по-честному. Писали небольшие диктанты, по 3-5 предложений, иногда просто списывали с учебника, а чаще всего писали на слух. Победителю – мороженое, которое Димка просто обожает. Конечно, может быть не очень педагогично, но что делать, за такой приз ребенок очень старался. И вы знаете, к маю все стало исправляться, и ошибок у Димки стало меньше в разы, и учительница стала его хвалить, и в дневнике «смайликов» за письмо заметно прибавилось. Не знаю, правда, что будет после летних каникул, если ребенок расслабится и все забудет, но Димка клялся, что за мороженное готов заниматься и летом. Так что расстраиваться не стоит, главное не опускать руки и все у наших деток получится!»
Читай также: Первый раз в первый класс: в каком возрасте идти в школу?
Что в конце учебного года должен знать и уметь ребенок по чтению:
- в конце первого класса ученик должен читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (темп чтения 40 - 50 слов в минуту);
- ориентироваться в понятиях «автор книги», «название», «оглавление», «иллюстрация»;
- понимать содержание прочитанного текста, уметь пересказать, задать и ответить на вопросы по тексту;
- осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями характера текста;
- определять действующих лиц рассказа, подбирать слова-определения для характеристики героев;
- отличать монолог от диалога;
- находить рифмы;
- понимать, чем отличаются сказка, рассказ, стихотворение;
- знать что такое загадка, юмореска, поговорка;
- уметь выучить заданное стихотворение наизусть;
- подобрать необходимые пропущенные слова по смыслу.

Общие знания:
- в конце учебного года первоклассник должен точно понимать разницу между живой и неживой природой и приводить примеры (туман, лед, мороз, гора, пещера, водопад, звезды, песок – неживая природа; растения, животные, человек – живая природа);
- различать объекты природы и объекты, созданные человеком, приводить примеры (вода – создана природой, а расположенная на ней гидроэлектростанция и вырабатываемое ей электричество – созданы человеком);
- различать понятия «деревья», «кустарники», «травы», «животные», «растения», «рыбы», знать, чем отличаются друг от друга, приводить примеры;
- понимать родственную взаимосвязь между поколениями в семье (сын, дочь, мама, папа, бабушка, дедушка, тетя, дядя, прабабушка, прадедушка, сестра, брат, двоюродный брат, двоюродная сестра и т.д.);
- уметь слушать, понимать суть вопроса, правильно отвечать на него;
- ориентироваться в учебнике, открыть нужную страницу, понимать, что чего необходимы учебные принадлежности, правильно ими пользоваться;
- знать правила поведения в общественных местах и на улице, правила дорожного движения;
- знать правила вежливого общения и этикета (приветствия, прощания с разными людьми по возрасту и родству), гигиены, использовать полученные знания в повседневном общении (здороваться со взрослыми, мыть руки перед едой, говорить «спасибо»);
- знать, что необходимо делать для поддержания порядка в классе и дома (убирать, если намусорил, поднять, если уронил, положить на место, вымыть посуду, вытереть пыль, постирать, погладить, полить цветы), убирать свое рабочее место в классе, по мере возможности и сил помогать по хозяйству дома;
- знать название страны и города, в котором живешь, знать основные праздники, их историю, украинские традиции.

У вас есть, что добавить к нашему списку? Присоединяйтесь к обсуждению темы на форуме. Еще раз напоминаем, что приведенный перечень знаний и умений – ориентировочный, в зависимости от выбранной учебной программы каждая школа может вносить в него свои коррективы и дополнения.
Закончив первый класс, год ваш маленький ученик с хорошим настроением ходит в школу, любит своих друзей, ему нравится учительница, он не скучает на уроках и с радостью получает новые знания? Именно это и есть то главное, с чем должен закончить учебный год любой первоклассник, и не только. Добавьте к этому умение творчески и нешаблонно мыслить, адекватно реагировать на возникшую ситуацию и самостоятельно принимать решения и перед вами тот самый «волшебный» багаж знаний, необходимый каждому ученику.