Гиперактивные дети: как помочь малышу
- Автор
- Дата публикации
- Автор
В вашей семье подрастает маленький сорвиголова?
Бабушки называют внука или внучку не иначе, как "юла", а более продвинутые - "энерджайзер"? Знайте, Вы не одиноки.
По данным врачей, около 40% детей по всему миру страдает так называемой гиперактивностью. И эта цифра постоянно растет.
Кто такие - гиперактивные детки?
В переводе с латинского языка «активный» - значит деятельный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы.
Гиперактивность у детей проявляется несвойственной для соответствующего возрасту развития ребенка невнимательностью, импульсивностью. Гиперактивные детки - это маленькие вулканчики и вечные двигатели.
Существует мнение, что гиперактивность - это не отклонение от нормы, она является личностной чертой человека ХХ-го века. Это приспособление человека, возникшее в результате эволюции
Гиперактивные дети с раннего возраста своим поведением бросают вызов принятым нормам. Они не похожи на других детей, их поведение резко отличается от детей их возраста.
И в садике, и в школе такие детки, как маленькие моторчики: постоянно бегают, крутятся, куда-то лезут, им сложно усидеть на месте и до всего есть дело. Частенько они становятся причиной конфликта среди сверстников.
В садике гиперактивные детки становятся причиной недовольства воспитателей и нянечек, а в школе - мишенью для едких замечаний учителя или постоянным источником нервных срывов педагога.
Вот, что рассказывает о своем сыночке на форуме UAUA.info мама под ником Fifi: Ребенок, от которого уже 2-ая школа в тихом шоке. Учимся во втором классе. На уроках ходим по классу, поем песни, привлекаем внимание любыми способами. Остановить невозможно. Никого не слушает. Классные работы писать не желает.
Как действовать
Зачастую обычные наказания и нотации не приносят ожидаемого результата - ребенок продолжает вести себя "неудовлетворительно".
Психолог Дарья Селиванова: Если ребенку не дают выразить имеющееся у него несогласие, если воспитание построено на страхе, авторитаризме, наказании, то негативные чувства копятся. Напомним, что чувства сопровождаются соответствующими телесными ощущениями. Негативные заставляют тело сжиматься и напрягаться. А вспомните, что происходит с сильно напряженной мышцей? В критический момент - судорога и сброс этого напряжения. Так вот фактически через чрезмерную подвижность детки сбрасывают то напряжение, которое они копят в связи с чем-либо. К переизбытку тех же самых негативных чувств приводит и какая-либо болезнь или травма. А если еще и мама склонна к тревоге, то этим лишь усиливает негативные переживания малыша.
Такие дети требуют особого внимания, понимания, активности, а порой, и креативности взрослых. Существует мнение, что гиперактивность не является отклонением от нормы, а является личностной чертой человека ХХ-го века. Это приспособление человека, возникшее в результате эволюции.
Причиной гиперактивности вполне может быть необходимость ориентироваться в меняющемся мире и стремление соответствовать настоящему времени. И поэтому задачей родителей является обеспечение разноплановой и конструктивной активности ребенка, способствовать ее развитию и самореализации. Ведь такие детки особенно остро чувствуют дефицит реализации физической и эмоциональной активностей.
Также существует несколько общих рекомендаций - правил поведения для родителей гиперактивных детей.
- Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслуживает. (Помните, что гиперактивные дети игнорируют замечания, но чувствительны к малейшей похвале).
- Избегайте физических наказаний. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку.
- Чаще говорите «да», избегайте слов «нет», «нельзя».
- Давайте возможность ребенку использовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность - длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Разнообразьте активность ребенка посещением детских кружков. Однако, не переутомляйте ребенка. Он должен это делать с удовольствием и собственному желанию.
- Определите для ребенка рамки поведения: что «можно», а что - «нет». Если вы будете все позволять, это не принесет пользы.
- Жестко требуйте соблюдать только правила безопасности, которые могут навредить здоровью ребенка и его окружения. Относительно других - будьте лояльными.
- Проводите с ребенком больше времени. Поведение вашего ребенка - это его способ привлечь к себе внимание.
- Дома придерживайтесь режима дня. Прием пищи, сон, прогулки, игры должны проходить в одно и то же время. Хвалите ребенка за соблюдение режима.
- Работайте с сыном или дочкой (развивающие упражнения, обучение) в начале дня, а не вечером.
- В семье должна быть спокойная атмосфера. Было бы хорошо, чтобы ребенок имел свою комнату.
- Старайтесь избегать большого скопления людей. Пребывание на базарах, в торговых центрах, на взрослых вечеринках плохо влияет на ребенка.
- Оберегайте чадо от переутомления. Контролируйте просмотр ребенком телевизора, сводя его до необходимого минимума.
- Следите за тем, чтобы сын или дочка высыпались.
- Поручите ребенку некоторые домашние дела, которые необходимо выполнять ежедневно. Если ребенок еще мал, выполняйте это вместе, привлекая ребенка в качестве «помощника».
- Заведите «дневник успеха», где записывайте каждый хороший поступок, каждое достижение ребенка. Делать это можно, наклеивая этикетки, рисуя звездочку и т.д.
Может показаться, что правил много и они трудновыполнимы. Но нет ничего невозможного. Стараясь привить новый режим и уклад сыну или дочке, Вы дисциплинируете и себя. А мы, родители, - для наших детей главные учителя и пример для подражания.
Ваша уверенность и терпение, а также спокойная атмосфера в доме - это лучшее, что Вы можете сделать для своего гиперактивного малыша.
Читай также: Как ужиться с гиперактивным ребенком