Как игра на музыкальных инструментах развивает математическое мышление у детей

Автор
Как игра на музыкальных инструментах развивает математическое мышление у детей

Хотите, чтобы ребенок делал успехи в математике ― отдайте его в музыкальную школу. Недавние исследования показали, что игра на музыкальных инструментах развивает математическое мышление у детей.

В США существует специальная национальная программа для учеников шестого-восьмого классов MATHCOUNTS, цель которой ― популяризация математики с помощью волнующих и увлекательных конкурсов и олимпиад. В число ее лауреатов регулярно попадают подростки, которые весьма искусны и в игре на музыкальных инструментах, и в решении задач.

Все члены команды, выигравшей первое место в городском соревновании Лос-Анджелеса в 2011 году, помимо математического таланта отличались еще умением играть хотя бы на одном музыкальном инструменте.

Почему занятия музыкой так часто идут рука об руку с математи­ческими способностями выше среднего уровня? Снова все «дороги» ведут к телу. В последние годы ученые существенно продвинулись в изучении связей между способностью человека контролировать свои пальцы ― которая, как правило, хорошо развита у музыкантов, ― и успехами в математике. Пальцы и цифры делят одни и те же «просторы» в головном мозге человека, в частности теменную долю коры. Недавние исследования показали, что движения тела во время музыкальных репетиций помогают детям развивать свой мозг для решения математических задач. Верно и обратное: официально зафиксированы случаи, когда люди, внезапно потерявшие способность пользоваться пальцами, теряли также способность считать в уме.

Примечательно, что связь между пальцами и числами отнюдь не ограничивается только тем, что они делят одну и ту же «жилплощадь» в тканях мозга. Возможно, связь между способностью понимать числа и способностью координировать движения пальцев объясняется тем, что в процессе обучения счету мы часто пользуемся пальцами. Когда людей просят показать число, которое они видят на экране компьютера, нажимая соответствующую цифру на клавиатуре одним пальцем, то они справляются с задачей лучше, если делают это той рукой, которой привыкли считать «на пальцах».

математические способности, развитие математических способностей, развитие математических способностей у детей, игры на музыкальных инструмента, обучение игре на музыкальных инструментах, игра детей на музыкальных инструментах, обучение детей игре на музыкальных инструментах, математическое развитие, математическое мышление

Многие люди (как правило, правши) учатся считать от одного до пяти с помощью правой руки, начиная с большого пальца, а затем с шести до десяти ― с помощью левой, также начиная с большого пальца. У них распознавание цифр от одного до пяти происходит легче и быстрее, если на клавиатуре они работают правой рукой, а не левой. Для больших чисел работает обратное правило. То, как мы считаем на пальцах в детстве, сказывается на том, как наш мозг будет обрабатывать числа в зрелом возрасте.

Видимо, учась считать на пальцах, мы помогаем закреплению за пальцами и числами одной общей территории. Дети приходят к пониманию, что такое числа, именно физически, через пальцы. Последовательность движений пальцев, осуществляемых в процессе счета, помогает им понять, что у каждого числа в цепочке, за исключением самого первого, имеется «предшественник» и «последователь». Но мы используем свои пальцы не только для ведения простого счета, скажем, от одного до десяти. Мы «опираемся» на них и тогда, когда складываем числа в уме, когда считаем конкретные объекты (указывая на них пальцем), когда хотим показать некое множество (как много чего-то у нас есть). А еще ребенок может «на пальцах» показать, сколько ему лет. Развитие умения работать с числами происходит вместе с использованием пальцев.

Психолог Брайан Баттеруорт, всемирно известный специалист в области преподавания математики, убежден: «Без способности привязывать представление о числах к представлению о пальцах и руках… наш ум никогда не смог бы обрести их нормальное понимание».

"Если пятилетний ребенок способен с закрытыми глазами определить, к какому его пальцу прикоснулся другой человек, это следует считать хорошим признаком: у него, скорее всего, будет хорошая успеваемость по математике, когда через несколько лет он пойдет в школу".

Такой метод оценки может оказаться даже более достоверным, чем стандартные тесты на интеллект. Чем больше ребенок в детсадовском возрасте развивает ловкость пальцев, тем выше будут его математиче­ские способности в дальнейшем. Обратное тоже верно: слаборазвитое умение контролировать работу пальцев часто идет рука об руку с дискалькулией ― неспособностью ребенка понимать числа и производить операции с ними.

Тесной связью между способностью выполнять скоординированные движения пальцами и оперировать числами объясняется, почему развитие ловкости пальцев в процессе игры на музыкальном инструменте может способствовать развитию математических способностей. На пользу пойдет даже простое знание того, как пользоваться пальцами, чтобы нажимать на различные клавиши пианино. Дети с более ловкими руками эффективнее орудуют пальцами, чтобы считать, совершать простые алгебраические операции или показывать количество предметов. В результате их математические способности повышаются.

Отрывок из книги Сайена Бейлока «Мозг и тело: Как ощущения влияют на наши чувства и эмоции»

Узнать, как развивать способности ребенка, поделиться секретами игры на музыкальных инструментах или обсудить математическое развитие детей можно на нашем форуме.

математические способности, развитие математических способностей, развитие математических способностей у детей, игры на музыкальных инструмента, обучение игре на музыкальных инструментах, игра детей на музыкальных инструментах, обучение детей игре на музыкальных инструментах, математическое развитие, математическое мышление