5 способов научить ребенка схватывать знания на лету

Автор

Отличники и хорошисты делятся на два типа: одни корпят над учебниками, зубрят, не жалея свободного времени, а другим достаточно раз прослушать объяснения учителя на уроке — и они все поняли и запомнили. Умение ребенка воспринимать информацию на слух — один из факторов, который влияет на его успешность в школе, и превращает учебу либо в удовольствие, либо в каторгу. Помогите ему развить слуховую память.

Знаете, как работает наш слух? Все, что мы слышим, проходит через слуховой анализатор. Этот механизм воспринимает звуки и «раскладывает их по полочкам»: знакомые распознает, незнакомые — анализирует и оприходует, чтобы они тоже стали знакомыми. Все, что получило метку «знакомое», хранится в мозговых отделах, и при необходимости воспроизводится. Это называется слуховой, или аудиальной памятью.

Копилка слуховой памяти начинает наполняться с рождения. Ребенок узнает голоса родных, новые слова и звуки. По мере того, как словарный запас растет, он начинает слова не только запоминать, но и воспроизводить. Чем больше и разнообразнее звуковой мир малыша, тем обширнее и гибче его слуховой память. Тем легче она схватывает и усваивает все услышанное.

80% информации из внешнего мира мы получаем через зрение. Поскольку зрительных образов больше, и они ярче, в какой-то момент зрительная память малыша «перетягивает одеяло на себя». Чтобы слуховое восприятие при этом оставалось таким же гибким и ловким, его нужно тренировать.

Тренировка аудиальной памяти не требует ни времени, ни сил, ни репетиторов. Просто включите в ваше ежедневное общение игры и активности, которые задействуют слух и «слуховые» участки мозга.

Читайте ребенку вслух, включайте ему интересные аудиосказки и стихи. Еще лучше, если это аудиоспектакль, где чтение сопровождается музыкой и дополнительными звуками.

Рассказывайте ребенку истории из своей жизни, сочиняйте ему сказки на ходу. Чем меньше знакомых ситуаций и узнаваемых персонажей, тем активнее будет работать слуховая память малыша.

Разучивайте наизусть стишки и песенки, считалки и скороговорки. Превратите это в игру с элементами соревнования.

Не злоупотребляйте мультиками, даже с красивым и добрым сюжетом. Мультфильм — это зрительный образ, который задействует зрительную память. А ваша задача — работать над слуховой.

Играйте. Игры на слуховую память — удачный способ скрасить время ожидания во время поездки или в очереди. В них можно поиграть на прогулке, или дома, когда нечем заняться. Эти игры действительно веселые, и ничем не напоминают обучающую тренировку.

Игры, которые развивают слуховую память

Запомни-повтори. Вы называете несколько слов, логически связанных между собой. Например, стол-стул-шкаф- полка-комод, и тд. Ребенок эти слова повторяет. После каждого успешного повторения количество слов в цепочке растет. Не выбирайте слова, ориентируясь на предметы, которые вас в данный момент окружают. Вспоминая слова, ребенок должен опираться не на то, что он видит, а на образы, которые вызывают эти слова в его голове.

Четвертый лишний. Проговорите цепочку слов, в которой все слова, кроме одного, логически связаны. Например, стол-стул-шкаф-полка-апельсин. Предложите быстро найти и назвать лишнее слово.

Поймай птицу. Вы проговариваете слова, среди который время от времени встречаются названия птиц, либо слово «птица». Каждый раз, когда встречаются эти слова, ребенок должен хлопнуть в ладоши, «поймав» таким образом птицу. Вместо птицы можно использовать любое слово: фрукт, животное, и тд. Вместо цепочки случайных слов можно читать связную историю, где нужные слова встречаются достаточно часто.

Поймай звук. Усложненный вариант игры с ловлей птиц. Он подходит детям 5-7 лет. Хлопнуть в ладоши нужно, если ребенок слышит заданный звук или звукосочетание: ом, дом, оро и тд. Слова для этой игры лучше подобрать заранее, т.к. на ходу выдумывать нужные звукосочетания сложно.

Запомни и сделай. Вы ставите ребенку задачу, которая включает несколько разноплановых действий. Например, принести три кубика: красный, зеленый и синий. Красный положить под стол, зеленый отдать маме, а синий поставить на голову и пройти три шага, чтобы он не упал. Один из пунктов задания должен быть веселым и неожиданным, вроде ношения кубика на голове, иначе ребенку быстро наскучат бессмысленные поручения. По мере выполнения, задания можно усложнять, увеличивая количество и разнообразность поручений.