Факторы, позволяющие уменьшить стресс от посещения детского садика

Факторы, позволяющие уменьшить стресс от посещения детского садика

Необходим ли детский сад ребенку?

«Подходящий» для поступления в сад возраст ребенка

Наступление возраста «готовности к садику» есть некоторая условность. У кого-то этот «нужный» возраст может наступить к двум с половиной годам, кому-то нужно будет ждать четырех или даже пяти лет. Понятно, что у родителей не всегда есть возможность ждать «подходящего» возраста. Можно попробовать отдать ребенка в садик и раньше, но тогда лучше всего относиться к этому как к эксперименту — «может, получится, а может, и нет», и быть при этом готовым и к негативным последствиям.

Выбор садика: месторасположение, тип садика

Сейчас существует огромное множество видов садиков — государственные или частные, работающие по российским стандартам или ориентированные на Вальдорфский подход и систему Монтессори. Дабы разобраться в них и принять верное решение, родителям прежде всего надо установить критерии, на основании которых они сделают выбор. В разных семьях будут разные приоритеты.

Для кого-то месторасположение садика — то есть близость к дому — имеет решающее значение, для кого-то это вообще не играет никакой роли. Кто-то будет рассчитывать на серьезную развивающую программу для своего малыша, кого-то устроит просто хороший уход и душевное отношение к нему. Понятно, что все заинтересованы в хорошем воспитателе. Однако представление о «хорошем» у каждого свое: кому-то нужна строгость, кого-то устроит только исключительная мягкость и снисходительность к шалостям их чада.

Выбирая для ребенка садик, для начала соберите информацию у знакомых и родителей, живущих в вашем районе. Неофициальный «рейтинг» районных садиков высветит вам возможные варианты. Можно воспользоваться и информацией из Интернета. Затем обязательно надо посетить садик лично и провести там по возможности больше времени. Обращайте внимание на мелочи: как администрация встречает родителей, насколько внимательно относятся к вашим пожеланиям и т.п. Посмотрите и послушайте, как общаются воспитатели с детьми на прогулке. Хорошо, если вы сможете сразу пообщаться с воспитателем, в чьи руки попадет ваш ребенок.

Почти всегда какими-то пожеланиями в адрес садика придется жертвовать, выбор всегда непрост. С точки зрения детского психолога, наиболее важный фактор — готовность воспитателя считаться с индивидуальными особенностями ребенка и его педагогический опыт, который позволит ему найти наилучший подход к ребенку.

Подготовка ребенка к детскому саду

Некоторые садики, как государственные, так и частные, сами занимаются подготовкой детей, организуя для них программу занятий. Это хороший способ постепенно приучить малыша к требованиям садика и познакомить его с обстановкой и воспитателями. Если такой возможности нет, то желательно договориться с администрацией о возможности сначала приводить ребенка только на прогулку, потом — на полдня, и только в самом конце оставлять его на дневной сон. Понимание ваших пожеланий будет хорошим сигналом о том, что потребности вашего ребенка в этом садике будут учитываться.

Сколько в норме должна длиться адаптация к садику?

Определим сначала, что именно подразумевается под словосочетанием «период адаптации» в переводе на язык реальности.

Адаптация — это период привыкания к садику, который может сопровождаться нежеланием ребенка покидать дом, протестом против требований садика, выражающимся либо в капризах и агрессивных проявлениях, либо в замкнутости и отказе от общения с персоналом садика. Часто можно наблюдать так называемый барьер расставания с родителями. По приходе в садик ребенок не хочет отпускать маму, цепляется за нее, плачет. Характерно при этом, что после ухода мамы поведение ребенка разительно меняется — он успокаивается и о маме не вспоминает. С чем связаны такие проявления? Повторюсь, что это следствие стресса, испытываемого ребенком при расставании с домом и попадании в новые, непривычные для него условия.

Адаптация к детскому садику предполагает некий кризис, болезненный из-за того, что слишком многое в жизни ребенка меняется. Меняется отношение к нему, меняются его права, появляются новые обязанности. К требованию быть «одним из...», а не «единственным и неповторимым» привыкнуть непросто, на это нужны время и достаточно высокие адаптивные способности ребенка, особенно если речь идет о единственном ребенке в семье.

Временные ограничения адаптационного периода также до некоторой степени условны. Здесь возможны очень большие индивидуальные различия. Условно можно считать, что этот период должен длиться не дольше двух-трех месяцев, причем начаться адаптация может не сразу, а спустя, допустим, две-три недели.

Сигналом окончания этого периода является наступление некоторой стабилизации в состоянии и настроении ребенка. Детям нужно разобраться с новыми правилами, научиться уживаться друг с другом. Поначалу эти взаимоотношения могут пройти через фазу конфликта, а потом наладиться.

Переживая этот сложный период вместе с ребенком, родителям нужно отмечать, есть ли позитивные сдвиги в поведении и состоянии ребенка. Важна не столько выраженность переживаний, сколько их динамика. Обязательно спрашивайте воспитателей, как ведет себя ребенок после вашего ухода. Для полноты картины узнайте мнение разных людей. Важно понять, меняется ли поведение ребенка в зависимости от того, кто отводит и забирает его из садика. Если выясняется, что капризы и «страдания» ребенка имеют конкретного адресата — например, только маму или только бабушку, — тогда маме и бабушке стоит задуматься о том, не затрудняют ли их собственные переживания и страхи период адаптации ребенка к садику.

Период адаптации к садику проходят не только дети, но и родители, поэтому членам семей важно отслеживать свои чувства, осознавать их природу. Если в этом трудно разобраться, надо обращаться за профессиональной психологической помощью.

Из книги:

Чего не стоит делать родителям

Автор: Марина Зажигина

Книги по психологии. Издательство “Генезис”

//www.knigi-psychologia.com/