Необходим ли детский сад ребенку?

Вопросам про детский сад, безусловно, принадлежит «пальма первенства» среди всех вопросов по психологии дошкольного возраста. И это не случайно. Тема эта сложна, поскольку от решения отдавать или не отдавать ребенка в детский сад зависит и общий уклад семьи, и эмоциональное состояние всех ее членов, и самооценка родителей, и миллион других важных для семьи проблем. Психологическая сторона проблемы определяется необходимостью адаптироваться к происходящим изменениям. Это трудно и для ребенка, и для его родителей.

В последнее время в нашем обществе произошли разительные перемены в подходах к воспитанию детей. В частности, это отразилось на отношении к роли дошкольных образовательных учреждений в жизни ребенка. Советские времена с их требованиями поголовной «унификации» и «коллективизации», требованием «жертвовать личным в угоду общественному» и т.п. отошли в прошлое. Государство больше не проводит пропаганду общественного воспитания, у всех есть право выбора форм и методов взаимодействия со своими детьми. И все больше родителей задаются вопросом: необходим ли вообще садик для ребенка? Есть ли реальные преимущества от посещения садика, прежде всего для самого ребенка? Каково соотношение плюсов и минусов в раннем приобщении ребенка к социуму?

Сделать выбор в потоке хлынувшей из-за границы педагогической и психологической литературы, в противоречивых рекомендациях зарубежных и отечественных специалистов очень сложно.

Необходим ли детский сад ребенку?

Считается, что дети, посещавшие дошкольные учреждения, лучше адаптируются в школе, проще устанавливают социальные контакты. У них накапливается опыт взаимоотношений со сверстниками, и при поступлении в школу они могут на него опираться. Вот почему родители, чьи дети испытывают затруднения в общении со сверстниками, часто уповают на садик как на средство решить эту проблему, надеясь на то, что посещение его автоматически обеспечит детям лучшую адаптацию. В этой переоценке возможностей детского сада и заключается ошибка.

По статистике «на глазок», детей, удачно адаптировавшихся в садике, не так много, примерно треть. Большая часть детей испытывает различного рода трудности адаптации. Среди них дети, для которых опыт посещения детского сада стал причиной хронических страхов, тревожности. Таких детей тоже примерно треть.

От чего зависит успех психологической адаптации ребенка?

Безусловно, от его индивидуальных особенностей и от многих других факторов. Но первым и главным среди них является психологическая готовность ребенка к отрыву от матери и семьи, ведь именно разрыв привычных связей и необходимость строить новые отношения с детьми и взрослыми вне семьи представляют наибольшую трудность для ребенка. Переход на новый уровень взаимоотношений с ближайшим окружением является основным содержанием кризиса адаптации к детскому саду.

Ребенку, привыкшему быть в центре внимания взрослых, предстоит привыкнуть к тому, что он всего лишь «один из...», что теперь за удовлетворение своих потребностей ему нужно бороться, прилагая к этому все свои силы. Все это совсем не похоже на ситуацию в семье, где его потребности стояли на первом месте и удовлетворялись родителями почти автоматически.

Вот почему детский сад — это не «лекарство» от стеснительности, как думают некоторые родители, а скорее испытание на психологическую «зрелость», на готовность к опыту самостоятельной жизни — преодолению трудностей, построению отношений с другими людьми/детьми. Поступление в детский сад во многом напоминает обучение плаванию путем «бросания в воду».

Для того чтобы ответить на вопрос, необходим ли садик ребенку, стоит определить основные его плюсы. Что хорошего может дать ребенку садик по сравнению с воспитанием в семье? В основном это опыт общения с детьми в коллективе плюс психологическая подготовка к школе. Хотя стоит сразу оговориться, что процесс приобретения этого опыта самостоятельного общения может быть далеко не всегда приятным и безболезненным для ребенка, да и для переживающих за него родителей.

Но опыт общения со сверстниками ребенок может получить и не в детском саду. Становится все больше центров дошкольного развития, куда родители приводят детей на занятия. К таким условиям ребенку гораздо легче привыкнуть, а у родителей появляется возможность наблюдать за изменениями и помогать ему к ним адаптироваться.

Таким образом, для приобретения опыта общения с детьми детский сад не является необходимостью. Однако непосредственно перед школой этот опыт все же желателен. Это своего рода психологическая «тренировка» ребенка, подготовка его к жизни в школьном коллективе.

Однако опыт показывает, что, отдавая ребенка в детский сад, родители чаще всего руководствуются своими собственными интересами (работой, прочими семейными обстоятельствами и т.д.), а не возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Вследствие этого, типичная ошибка родителей заключается в чересчур раннем и резком отрыве ребенка от семьи и от дома, когда психологическая готовность к этому еще не сформировалась В этом случае адаптация к детскому садику происходит очень болезненно. Иногда ребенка из детского сада приходится забирать.

Обо всем этом подробно мы будем говорить ниже. Но сейчас давайте определимся, что же такое психологическая готовность ребенка к посещению детского сада и что лежит в ее основе?

Признаки психологической готовности ребенка к садику:

  • интерес ребенка к играм и взаимодействию с другими детьми,
  • отсутствие негативной реакции на уход матери,
  • готовность ребенка к общению с другими взрослыми, помимо близких родственников,
  • отсутствие выраженных страхов и тревоги в новой ситуации,
  • ребенок «хочет в садик», если его спросить.

Дальше речь пойдет о факторах, позволяющих уменьшить стресс от посещения садика и сделать адаптацию максимально легкой.

Факторы, позволяющие уменьшить стресс от посещения детского садика

Из книги:

Чего не стоит делать родителям

Автор: Марина Зажигина

Книги по психологии. Издательство “Генезис”

//www.knigi-psychologia.com/