Можно ли обойтись без детского сада?

Автор

Я+Семья

Для многих родителей вопрос: ходить ли ребенку в детский сад неоднозначный, сложный. Особенно если ребенок часто болеет, или же имеется негативный первый опыт адаптации в саду.

Родители приводят массу доводов: болеет чаще, воспитатели попадаются разные, воспитание в саду не учитывает индивидуальные особенности детей. С этими аргументами нельзя не согласиться.

Для того чтобы принять решение: детский сад или домашнее воспитание, родителям стоит учитывать особенности развития детей в дошкольном возрасте и знать о тех навыках, которые необходимы для дальнейшей жизни. Самое важное то, что в детском коллективе малыш приобретет важнейшие навыки, связанные с развитием сферы общения, учится устанавливать контакты, отстаивать свои права.

Посещение группы приучает ребенка взаимодействовать с другими детьми на основе договоренности. Дети учатся ждать своей очереди, умерять личные желания, делится тем, что имеют сами. Они не просто привыкаю, друг к другу, а завязывают тесные отношения, подражают и учатся тому, что не умеют сами.

Еще одно преимущество детского коллектива - это избавление от эгоцентрических установок. Данное понятие было введено известным швейцарским психологом Жаном Пиаже. Оно означает стремление ребенка судить обо всем происходящем исключительно со своей позиции и отрицание всех остальных. Сверстники радикально и достаточно быстро корректируют индивидуалистические, эгоцентрические, направленные только на себя самого установки друг друга. Этот опыт чрезвычайно важен, и компенсировать его общением с няней или гувернанткой крайне сложно.

Другим важным навыком, который важно усвоить в этом возрасте является приобретение самостоятельности. В детском коллективе малыши значительно легче и быстрее осваивают навыки самообслуживания, учатся кушать, одеваться и раздеваться, приучаются к туалету, соблюдать навыки гигиены, убирать за собой. Конечно же, освоить эти премудрости можно и в домашних условиях, при правильном подходе со стороны взрослых, которые занимаются воспитанием ребенка. Хотя, как правило, происходит это несколько медленнее.

Так же, обязательно нужно учитывать, что ведущей деятельностью этого возраста является игра, и основные навыки взаимодействия ребенок приобретает именно в игре. Поэтому, если ребенок воспитывается дома чрезвычайно важно посещать с ребенком разного рода групповые занятия, это должны быть не только развивающие занятия, а группы, где дети играют и общаются друг с другом в свободной обстановке.

Группа также важна для привыкания ребенка к новым ролям, усвоения ребенком правил и норм поведения, режима дня, установлению более «официальных» отношений со взрослыми – это важно для его последующей адаптации к еще более сложным школьным условиям.

Что же касается интеллектуального развития ребенка, обучения его учебным навыкам, то здесь результаты, как правило, выше при индивидуальном подходе. Его может обеспечить профессиональная няня или же групповые развивающие занятии, где в группе небольшое количество детей. Ведь в детском саду, как правило, больше 20 детей, программа рассчитана на усредненного ребенка, не учитываются индивидуальные особенности ребенка. Да и нерадивое отношение персонала к своим обязанностям не такое уж редкое явление. Кроме того, воспитатели распределяет свое внимание между всеми детьми в группе, они руководствуются интересами большинства и требованиями администрации. Поэтому, они вынуждены подавлять отклоняющуюся активность отдельных детей, иногда используя для этого агрессивные приемы.

Самым же существенным недостатком посещения ребенком детского сада, можно считать ломку, которую переживает каждый ребенок, вынужденный отрываться от домашней обстановки и привычного окружения. Малыши, не обладая способностью мыслить во временной перспективе, воспринимают каждую разлуку с мамой и родными как необратимую потерю. Ребенок не всегда быстро и безболезненно привыкает к шуму, множеству людей, эмоциональной обособленности жизни в детском саду. Иногда адаптация к новой жизни оказывается чрезмерно сложным испытанием для всей семьи.

Болезни, страхи, слезы не прекращаются, и привыкания не происходит, тогда стоит оградить ребенка от непосильных для него переживаний и травм. Возможно ребенок не готов к таким серьезным переменам в жизни. Но и здесь могут быть различные варианты решений, не бывает детского сада «вообще». Есть конкретные и очень разные учреждения с различным уровнем комфортности, различным режимом пребывания, разным количеством детей в группе, различным отношением педагогов к своей работе и разными программами развития детей.

Общество уже не сможет обойтись без системы детских дошкольных учреждений. В нашей стране детские сады стали почти обязательным атрибутом детства. А ведь человечество веками обходилось без государственных дошкольных учреждений. И лишь в последние годы семейное воспитание, частные образовательные и развивающие учреждения, возрожденный институт гувернерства составили им определенную альтернативу.

Еще 10 лет назад на ребенка пришедшего в первый класс не из детского сада , смотрели как на белую ворону, то теперь ситуация изменилась . Все большее число мам воспитывают ребенка в домашних условиях, прибегают к услугам профессиональных нянь или же бабушки берут на себя заботу о ребенке.

Но, приняв решение не отдавать ребенка в детский сад, в любом случае обязательно постарайтесь дать ему возможность приобрести опыт общения, работы в группе, следования инструкциям. Без навыков такого рода ребенку гораздо труднее будет адаптироваться к школьным условиям.

Если отвечать на вопрос можно ли обойтись без детского сада, то ответ будет положительным, если речь идет об одном ребенке, и отрицательным – если говорить обо всех детях. Поэтому вопрос этот надо решать в индивидуальном порядке, с учетом конкретной ситуации. И решение принимать вам, а вся приведенная информация пусть послужит основанием для взвешенного решения сомневающихся родителей.

Татьяна Тарасенко