Идем в детский садик?

Автор
Идем в детский садик?

Первый раз в детский сад... Сколько родительских сомнений и детских слезок вызывает эта тема... Кто не прочувствовал – тому не понять. Я эту проблему изучила с двух сторон - как мама и как психолог.

«Главное – выдержать первые 3 месяца, а потом будет легче!» - так говорила мне моя мама, когда я с новорожденной дочуркой вернулась из роддома. Время шло и действительно становилось легче… в чем-то легче, а в чем-то сложнее. И все чаще из вороха возникающих вопросов вылезал один, самый тревожный. Какой? Конечно же, о детском саде!

Итак, предлагаю вам рассказ о том, как мы – я и моя дочка Верочка – собрались в детский сад, и что из этого получилось. На каждый вопрос у меня получилось два комментария: один – мой личный материнский опыт, другой – мои пояснения и советы как специалиста.

Наш автор детский психолог, руководитель Центра детской и семейной психологии журнала «Мир семьи» Валерия КУКСА

Вопрос 1. А надо ли?

Мама: «Зачем ты отдаешь свою дочку в садик? Он ей не нужен. Ты как детский психолог сама это понимаешь», - так говорила не одна моя знакомая. А я знала, что в сад моя девочка пойдет обязательно, ведь она у меня такая яркая, эмоциональная, открытая для общения… и я хочу, чтобы дочка общалась не только с родителями, бабушками и дедушками, но и с ровесниками и чужими взрослыми людьми.

Психолог: Рано или поздно каждый ребенок начинает самостоятельную жизнь в обществе: у кого-то она начинается с 1,5 года (ясли), у кого-то с 7 (школа). Но и в том, и в другом случае больше минусов, нежели плюсов, поэтому лучше придерживаться золотой середины. Наиболее оптимальным для начала посещения детского сада считается 3-летний возраст. Почему? Потому что именно у трехлетнего ребенка появляется потребность в общении со сверстниками и в совместных играх. Однако бывают случаи, когда 1,5-годовалый ребенок идет в садик намного легче, чем малыш почти 4-х лет, а у 7-летнего первоклашки могут возникнуть трудности во время привыкания к новому коллективу. И здесь немаловажную роль играет темперамент ребенка: сангвиник или холерик охотно воспримет предложение пообщаться с другими детьми, флегматик отнесется к нему с равнодушием или недовольством, а меланхолик - с опаской и недоверием.

Вопрос 2. Как решиться?

Мама: Сколько сил ушло на то, чтобы переубедить всю семью, что наша Вера в свои 2,5 года уже готова к садику. Мне говорили: «Она будет голодная!» (самостоятельно Вера еще плохо кушала)», «У нее полностью нарушится режим!» (утром она любит поспать), «Она станет хронически больным ребенком» (она часто болела), «Она еще маленькая, ну неужели тебе ее не жалко?!»... Но мы с Верой стояли на своем – МЫ ОБЕ РЕШИЛИ!

Психолог: Изначально каждой маме надо искренне ответить на вопрос: «Почему я хочу, чтобы мой ребенок пошел в детский сад?» Если вы ловите себя на мысли, что вы устали от ребенка, хотите от него отдохнуть, то срочно надо работать над собой. Ведь наши дети знают, интуитивно чувствуют, о чем мы думаем. И ощутив, что его хотят «спихнуть» в сад, ребенок начнет еще больше сопротивляться вашему решению, а это и слезы, и истерики по утрам. Постарайтесь убедить себя, что детский сад - это лучшее, что на данный момент может быть в жизни вашего малыша. Важно, если уж вы решили и выбрали садик, хорошо относиться ко всему – и к металлическим горшкам, и к «детсадовскому» питанию, и к группе из 30 детей. Ведь по какой-то причине вы выбрали именно этот детский сад. И помните: позитивный настрой мамы – это позитивный настрой ребенка.

Вопрос 3. Куда идти?

Мама: В сфере образования я работаю уже давно. И когда пришло время определиться с садиком, я созвонилась с несколькими своими коллегами из районного управления образования (РУО) и получила исчерпывающую информацию о садиках своего микрорайона. Да и потом не раз советовала знакомым этот способ: по городской справке узнать телефон РУО и пообщаться со специалистом, курирующим дошкольные учреждения района. Однако существует второй не менее успешный способ – детские площадки и общение с мамочками, чьи детки уже ходят в садик.

Психолог: Надо искать не хороший садик, а хорошую воспитательницу, и найти ее вам поможет такой совет. Обычно после 16.00 (при хорошей погоде) на территории детского сада полно ребятишек со своими воспитательницами. В это время вы туда и пойдите – походите, присмотритесь, прислушайтесь, поговорите с родителями, пришедших забирать своих чад. В беседе постарайтесь выяснить, какую воспитательницу больше всего любят дети. Именно дети, а не родители. Ведь ребенку не важно, владеет ли его любимая воспитательница английским языком или современными развивающими методиками, для него важно ее понимание, доброта, забота, умение играть. Поэтому постарайтесь найти время и лично познакомиться с воспитательницей, прежде чем привести к ней ребенка.

Вопрос 4. Как подготовиться?

Мама: «Готовить свою Веру к детскому садику я начала заблаговременно. Словосочетание «детский сад» сквозило в нашем общении постоянно: при просмотре мультиков, чтении сказок и «просто так». Главное – вызвать к этому «детскому садику» хоть малейший интерес ребенка. Затем была экскурсия по самому саду: мы заглянули в группу и познакомились с воспитательницей, игрушками, кроваткой, горшком и шкафчиком, которые будут каждое утро с нетерпением ждать прихода своей маленькой хозяйки.

Психолог: Для того чтобы малыш хотел пойти в садик, у него должен быть мотив. Родительский аргумент «там детки, будете играть», как правило, не срабатывает. Но малыша может «Ждать кроватка, которая будет плакать, если останется пустая, и тапочки в ящичке будут стоять в одиночестве. А горшок так и будет стоять пустой, никто к нему не подойдет и не возьмет. Бедный горшочек!» Немаловажную роль может сыграть и фантазия воспитателя – ведь малыш должен каждый день поливать в группе цветы, собирать инвентарь на физкультуре, ходить с няней за обедом, иными словами без него никак не обойтись. Как тут не пойти в сад?!

Вопрос 5. Как пойти в первый раз?

Мама: Две недели свободного графика работы я спланировала заранее, их я посвятила детскому саду. Мы вместе с Верочкой купили красивую чашку, цветные карандаши, бумагу и картон, и, самое главное, - новые тапочки-собачки. Именно они одиноко стояли в шкафчике и ждали Веру, пока она утром раздумывала, пойти ли ей сегодня в садик... Только вспомнит о тапочках, тут же начинает спешить. Много еще у нас с Верой таких «друзей»: и пижамка под подушкой, кошечка-медсестра (рисунок на дверях медкабинета) и воробышек (на дверях группы). Когда мы приходим, обязательно с ними здороваемся, даже к тапочкам-собачкам в шкафчик сначала стучим – «будим» их. В общем, каждое утро – это увлекательный и веселый процесс для малыша.

Психолог: К первому визиту в садик малыша надо готовить и физически, и психологически. Дней 10 нужно ходить только на несколько часов в день, подгадывая их так, чтобы попадать на различные занятия. Режим дня надо подкорректировать заблаговременно – раньше ложиться, чтобы раньше вставать. И, конечно же, водить и забирать малыша из сада должны только мама или папа. Время бабушек и нянь наступит позже. Помните: ваше внимание к столь важному событию в жизни малыша придаст ему уверенности.

Вопрос 6. Что делать, когда «не хочу!»

Мама: У моей Веры была какая-то обратная реакция. Только под конец года она сказала: «Не хочу в сад!», чем очень удивила меня, ведь ей все нравилось. На вопрос «Почему?» Вера ответила: «Там нет игрушек». И она была права: их перевели в другую группу, где действительно не было игрушек. Срочно начали искать выход из ситуации – сшили красивый мешок и собрали туда игрушки, но с условием, что дети только поиграют ими, а затем мы все унесем обратно. Еще Вера не хотела отправляться в сад после очень бурных выходных, когда устала или когда я приезжала из командировки. И тогда мы делали выходной – много спали, много играли и, восстановив физические и эмоциональные силы, опять отправлялись к тапочкам, пижаме и кроватке.

Психолог: В период адаптации малыша к садику есть этап, который я называю «этапом новизны». Иными словами ребенок с удовольствием ходит 3-5 дней, а потом ... «не хочу, не пойду!» Как правило, за прошедшие дни родители уже немного расслабились и обрадовались, что все проходит так легко. А надо наоборот: быть предельно внимательными – много играть с малышом после садика, обнимать его и целовать, иными словами, восполнять вашу разлуку. Бывает так, что ребенок долго ходит в садик, а потом наотрез отказывается. Причина такого поведения может крыться и в семье – он устал от невнимания, отсутствия совместных игр и в садике накричали, отругали или малыш не утвердился в компании сверстников. Часто бывает, что ребенок не проявляет себя в коллективе так, как может, тогда он снова бежит к маме и ищет у нее защиты. Ругать и стыдить малыша не следует – надо вместе с воспитательницей попытаться найти выход из сложившейся ситуации.

Вопрос 7. А как дальше?

Мама: А дальше были будни – садик, работа, магазин, дом. Главное, за чем я слежу всегда – это мое эмоциональное состояние. Если я буду раздражена, в плохом настроении, то такой будет и моя дочка. Поэтому утро у меня начинается задолго до пробуждения Веры: я должна успеть приготовить завтрак на всех, поесть, привести себя в порядок, одеться, а уж тогда будить ее, ведь проснувшись, ребенок должен полностью быть во внимании мамы.

Психолог: Утро и время перед сном очень важны для психологического состояния ребенка. Малышу важно, чтобы утром мама зарядила его положительной энергией, хорошим настроением. Ведь так хочется вместе с мамой хоть 5 минут поваляться в тепленькой постельке, насладиться ее поцелуями и нежными словами. А когда спешка, крики, то о каком настроении малыша на целый день можно говорить? Вечером ребенку также хочется внимания. Ведь целый день мама его не целовала, не носила на руках, не играла – он хочет восполнить этот пробел. А если у родителей футбол, борщ, стирка, то и засыпает малыш с истерикой, встает «не с той ноги», а дальше по «накатанному сценарию». Надо уметь держать эмоциональный баланс ребенка – с помощью поцелуев, объятий, совместных игр и просто «ничегонеделанья».

Типичные ошибки родителей

  • Садиком пугают: «Вот не будешь себя хорошо вести, пойдешь в садик!»
  • В садик спихивают: «Я уже не выдерживаю с тобой. Скорее бы в садик пошел».
  • Садиком недовольны: «Какой этот садик убогий - обнять и плакать. А эта воспитательница…»
  • Спорить о садике: «Этот садик плохой. Мой сын туда ходить не будет». «Но ведь мальчик там привык, пусть ходит, не такой уж он и плохой».
  • Убегать из садика: «Мы сейчас отвлечем малыша, а вы быстренько убегайте!»

Если после дня, проведенного в детском саду, ребенок ведет себя не так, как всегда: он слишком возбужден, шумен, непослушен или, наоборот, подавлен, плаксив, вял, это значит, что пришла пора для небольших каникул. Такие перерывы необходимы для малышей, чья нежная нервная система не может справиться с массой новых впечатлений. Ребенок устает от большого количества детей, от шума, от занятий, от непривычной обстановки, от другого режима дня, от необходимости вести себя иначе, чем дома, не так как он привык. Главное - не ругать малыша, а постараться создать ему комфортные условия дома: соблюдать режим, вовремя укладывать спать, по возможности исключить телевизор и шумные сборища. После нескольких дней отдыха от садика, еще какое-то время постарайтесь забирать ребенка из него после обеда или устроите ему дополнительный «выходной» среди недели. Постепенно малыш адаптируется, и жизнь войдет в свой привычный ритм.

Родителям на заметку!

Медицинская карточка для садика делается очень долго, поэтому не оставляйте все на последний день.

Журнал «Мир Семьи», №9, сентябрь, 2005