Маленький «почемучка»
- Автор
- Дата публикации
Ярош Татьяна Александровна
Возраст 3-5 лет традиционно называется возрастом почемучек. Малыш буквально засыпает родителей всевозможными «почему?»:
"Почему листья наверху, а корни внизу?
Почему наступает ночь?
Почему мы встречаем разных людей?
Почему лифт?
Или так:
"Почему гулять на улице?
- Дышать свежим воздухом.
- Почему?
- Чтобы быть здоровым.
- Почему?
- Потому что это здорово и приятно.
- Почему?
И так до бесконечности… или полной растерянности взрослого. Ведь детские вопросы частенько заводят родителей в тупик. Заводят в тупик своей неожиданностью, а ещё тем, что очень часто на такой вопрос трудно дать простой и доступный детскому пониманию ответ. Но – хочется обязательно отметить – что простой, и очевидный ответ на любой вопрос ребёнка есть! И чаще всего при кажущейся нам, взрослым, простоте и неинформативности, как раз он удовлетворяет ребёнка.
«Почему идёт дождь?»
Можно поднапрячься и вспомнить из школьного курса круговорот воды в природе, потом долго, запинаясь, пытаться перевести это на доступный 2-3летке язык бытовых понятий, а после, вытирая влажный от напряжения лоб, услышать… ещё десяток «почему» усиленно пытающегося разобраться в этой информации и неудовлетворённого ребёнка…
Стоп. А уверены мы в том, что он хотел узнать о механизме дождя? Ведь за детским «почему?» может скрываться совершенно любой вопрос – и «как?», и «зачем?», и «какой?», и «что получится?», и «какое место занимает это событие в моей жизни?», многие другие и даже несколько сразу. Поэтому «почему?» (да и другие вопросы), особенно заданное впервые, стоит воспринимать, как «давай поговорим об этом». Как же ответить про дождь?
«Чтобы полить цветочки». «Чтобы было не так жарко». «Чтобы в реке стало больше воды».
Или так:
«Чтобы мы сидели дома и, наконец, смогли прочитать нашу новую книжку».
Или так:
«Чтобы воздух стал чистым и пахучим». «Чтобы мы смогли увидеть радугу».
А может быть, сразу выкладывать всё, что может быть каким-то образом связанно с дождём – что идёт он чаще весной и осенью, что летом – теплый, что из чёрной тучи – сильный дождь, а из серых – мелкий и долго, и т.д. Для нас это – самые очевидные вещи, а для малыша – пока тайна. Вот он и вопрошает «почему?», чтобы разузнать все эти подробности.
Конечно, в какой-то момент он будет готов узнать и о механизме круговорота воды. Сигналом о готовности послужит прямой вопрос, типа «Как дождь попадает в тучу?». И нам, конечно же, надо будет на него ответить. Но к этому моменту у нас уже было много времени, чтобы продумать в спокойной обстановке простое и понятное объяснение (лучше и наглядное - пар над кастрюлей). Но даже если такой вопрос застал врасплох – игнорировать его нельзя, и уж совсем недопустимо реагировать раздражением или рекомендациями подождать пару годков, а там, в школе научат. Лучше попросить отсрочку: «Ты знаешь, я сейчас не готов тебе ответить, но я подумаю (почитаю, подготовлюсь…)» и обязательно подготовиться. Начать разговор по теме после отсрочки лучше самому: «Я уже готов, давай обсудим», чтобы отсрочка не стала для ребёнка одним из вариантов «отстань». Можно вместе купить и изучить книжку по интересующему вопросу – это научит ребёнка всегда искать ответ на свой вопрос.
Почему же важно так внимательно и серьёзно относиться к вопросам маленьких «почемучек»? Рассмотрим причины, по которым важно научиться отвечать на вопросы ребёнка.
1. Ответы – это познание. Новые знания рождаются в процессе одолевания взрослых своими бесконечными «почему?», ребёнок обогащает свои представления об окружающем его мире, эта информация расширяет границы его существования. Отвечая на возникшие у ребёнка вопросы, взрослый вызывает появление новых. Ведь чем больше уже знаешь, тем больше появляется интересных и увлекательных вопросов! А значит, развивается любознательность, стремление понять и объяснить всё вокруг, интеллект.
2. Отвечая на вопросы ребёнка, взрослый удовлетворяет его потребность в уважении. Что это значит? Ребёнок недоумевает и сильно обижается, если родители раздражаются или отмахиваются от его любопытства. Он чувствует себя глупым, недостойным, ненужным и это сильно травмирует его самооценку. Напротив, если родитель спокойно и терпеливо разъясняет с малышом всё интересующее его, то ребёнок чувствует уважение к своим интересам, его уверенность и самооценка растёт.
3. Ощущение надёжности. Неся взрослому все свои вопросы, малыш верит в его разумность, в способность всё на свете объяснить, рассказать, поддержать, помочь. Ребёнок ищет во взрослом опору и находит её, получая ответы. Очень плохо, если ребёнок перестал задавать вопросы: либо исчезло доверие родителям, либо сильная неуверенность в себе: «Маленький, глупый, недостойный родительских ответов…»
Вопросы, кажущиеся бессмысленными. Часто родители жалуются, что ребёнок повторяет один и тот же вопрос с завидной регулярностью, даже получая на него вразумительный ответ. Классический пример: «Где папа?» - «На работе.», через пять минут, тем же голосом: «Где папа?» - «На работе!», ещё через пять минут, тем же голосом: «Где папа?» - «На работе!!!!!!!!!!»…. Невозмутимости малыша хватает надолго, в отличие от маминой… Почему же он спрашивает опять и опять? Причин несколько:
- это просьба «давай поговорим о папе»
- это требование «обрати на меня внимание»
- это потребность в стабильности – ребёнок хочет убедиться, что всё в порядке, что ничего не поменялось за последние пять минут. Поможет подробный разговор о папе и его работе.
Иногда повторяющиеся вопросы могут быть сигналом о неблагополучии. Если вопрос из раза в раз звучит с тревогой и недоверием, то причиной его может быть одиночество, потребность в помощи и внимании, тревога. В вопросе, на который давным-давно известен и уяснён ответ, может звучать: «Ты меня любишь?», «Ты веришь, что я умный?», «Я достоин твоего внимания?». Ребёнок не может озвучить такие вопросы прямо, но ждёт на них прямого ответа.
Вопросы, проверяющие родительские границы на прочность. «Зачем спать?», «Почему мыть руки?», «Почему нельзя махать вилкой?» и подобные вопросы об ограничениях, несут в себе две задачи:
1. познание - разузнать всё о причине запрета. Не преуменьшайте значения этой задачи, хотя и может показаться, что он спрашивает только для того, чтоб не послушаться. В первую очередь ребёнок хочет понять суть родительских требований – ведь то, что понятно, и обосновано, легче выполнять. Поэтому начать стоит именно с популярных и спокойных объяснений.
2. собственно проверка требования на прочность. Так ли уж нужно спать? Так ли опасно размахивать вилкой? Ребёнок выясняет для себя правильность, обоснованность родительских указаний и контролирует компетентность взрослого. Это не наглость с его стороны, а обучение жить своим умом. Это очень важно поощрять, ещё раз и ещё объяснив причину требования, может быть, подыскав новые аргументы и примеры. Это формирует у ребёнка внутреннюю мотивацию на выполнение требования. Иногда полезно отказаться от тех требований, которые ребёнок перерос или необоснованность которых ему удалось вам доказать. «Да, пожалуй, ты прав». Это ни в коем случае не унизит вас в его глазах, напротив, научит уступать и признавать свои ошибки (конечно, если ваши ответы в целом последовательны).
Любите и жалуйте своего болтуна и «почемучку», даже если иногда от его вопросов забываете собственное имя :-). Для него этот этап очень и очень важен во всех отношениях. Если уж совсем приходится трудно, то можно последовать примеру одного дедушки, который говорил: «Приходя домой, начинаю с порога задавать своей внучке один вопрос за другим, и она занята тем, чтобы отвечать на них, а не задавать вопросы мне. Если я не начну, тогда начнёт она!» Хороший способ для развития собственного мышления. А ещё с этой же целью можно на некоторые вопросы отвечать: «А ты как думаешь?» и задавать, ненавязчиво подсказывать.
Но главное, самое главное сохранять спокойствие и терпение!!!
Успехов!!!