Артикуляционная гимнастика
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Ярош Татьяна Александровна
Чистая речь дошкольника желанна для многих родителей. Это и верно, ведь те дефекты звукопроизношения, которые у двух-трёхлетки естественны и милы, после 4-5 лет уже становятся логопедической проблемой.
Поясню. В период освоения речи произношение малыша всегда несовершенно. Это обусловлено, во-первых, недостаточной развитостью движений речевых органов (языка, нижней челюсти, губ, мягкого нёба), и, во-вторых, находящимся ещё в процессе формирования фонематическим слухом (Фонематический слух - это способность воспринимать и дифференцировать все звуки речи). К 4-5 годам в норме все эти несовершенства уходят сами собой, ребёнок осваивает произношение всех звуков и правильное использование их в словах.
Но нередко бывает и так, что дефекты звукопроизношения не исправляются естественно к этому возрасту и принимают форму устойчивого нарушения. В этом случае важно своевременно начать систематические занятия с логопедом, поскольку с каждым уходящим годом коррекция даётся всё сложнее, для неё требуется всё больше времени и всё больше усилий ребёнка. Четырёх-пятилетка имеет неоспоримое огромное преимущество перед семилеткой в решении своих произносительных проблем.
Давайте обсудим, что может помочь ребёнку эффективно овладеть звукопроизношением, как на этапе естественного освоения, так и в случае необходимости коррекционных занятий. Увлекательным и действенным методом будет артикуляционная гимнастика.
С помощью артикуляционной гимнастики тренируются правильные полноценные движения речевых органов, которые необходимы для правильного произношения звуков. Если попроще, то её можно назвать "зарядкой для язычка" и легко сделать любимой и весёлой игрой для малыша.
Каждое из упражнений имеет своё образное название, в занятиях с ребёнком родители могут использовать его или придумать своё, более удачное. Названия позволяют превратить артикуляционную гимнастику в игру, заинтересовывают и увлекают ребёнка. Ещё лучше, если мама придумает целую сказку о весёлом выдумщике язычке, которому не сидится на месте.
Итак, упражнения:
"Лопата" | широкий и расслабленный язычок ложится на нижнюю губу и отдыхает (10-15 секунд). Внимательно следить за тем, чтобы язычок был максимально расслаблен, не подрагивал | |
"Ямка" | из широко раскрытого ротика высунулся широкий язычок. Его кончик и края поднимаются вверх, тянутся к зубкам, но не достают. Удерживается в таком положении 15 секунд | |
"Иголка" | Язычок высунулся сильно из ротика, напрягся, стал узким и острым, как колючая иголка. Удерживается в таком положении 15 секунд | |
"Рулончик" | широкий мягкий язычок сильно высунулся из ротика. Верхние зубы прижимают-удерживают его, а кончик язычка свернулся рулончиком и прижимается к нижним зубкам изнутри. Удерживается в таком положении 15 секунд | |
"Маятник" | высовывается узкий плотный язычок и передвигается то вправо, то влево, смотрит на правую щёку, потом медленно скользит к левой, и обратно. Повторить медленно 15-20 раз | |
"Лошадка" | язычок присасывается к нёбу, потом цокает, как лошадка копытцами. Цокаем сильно, медленно - тянется подъязычная связка. Повторить медленно 10-15 раз | |
"Резинка" | язычок присасывается к нёбу и удерживается крепко. При этом нижняя челюсть опускается вниз, натягивая подъязычную связку как резинку. Повторить медленно 15-20 раз | |
"Качели" | узкий плотный язычок поочерёдно тянется то к носу, то к подбородку. Повторить медленно 10-15 раз | |
"Вкуснятина" | высовывается широкий мягкий язычок, смачно облизывает верхнюю губу и прячется обратно в рот. Повторить медленно 15-20 раз | |
"Змея" | острый узкий язычок сильно высовывается, а потом убирается вглубь рта. Повторить медленно 15-20 раз | |
"Колесо" | облизывать верхнюю, затем нижнюю губу по кругу - несколько раз по часовой стрелке, потом несколько раз против часовой стрелки. Повторить медленно 10 раз | |
"Катушка" | исходное положение - упражнение "Рулончик". Кончик языка постоянно упирается в нижние зубы изнутри, а широкий язычок "выкатывается" изо рта и прячется. Повторить 15 раз |
Не обязательно делать все упражнения за один раз. Хорошо уделять гимнастике 3-5 минут несколько раз в течение дня, если ребёнок хочет больше - на здоровье! Уделите много внимания увлекательной организации гимнастики, постарайтесь заинтересовать ребёнка, не принуждать его, чтобы с речевыми движениями не ассоциировалось негативное настроение.
Успехов!
Фотографии из книги - Т.Б. Феличева, Н.А. Чевелева, Г.В.Чиркина "Основы логопедии"