Играем в математику. Ориентирование в пространстве и во времени

Автор

Бубнова Ксения Александровна

Многих родителей интересует, как правильно подготовить ребенка к школе, какими знаниями, умениями, навыками должен обладать шестилетний малыш, чтобы в первом классе у него не возникло проблем в усвоении школьной программы. В этой статье речь пойдет о математике. Именно этот предмет чаще всего называют любимым и наиболее интересным дети младшего школьного возраста (разумеется, при условии, что учитель работает творчески, использует на уроках дидактические игры, игровые ситуации, элементы соревнования и т.д.).

Обучая математике 4-5-летних малышей, следует помнить, что только живой интерес детей к изучаемому материалу позволит достичь желаемого результата. А чтобы ваши “уроки” были для ребенка веселым и увлекательным занятием, а не скучной и утомительной процедурой, играйте с малышом, вместе “открывайте” окружающий мир с его тайнами и загадками и радуйтесь этим открытиям, фантазируйте, сочиняйте, обыгрывайте ситуацию, проявите все свои творческие способности.

Ниже вы прочтете, какие приемы можно использовать для работы с детьми, познакомитесь с некоторыми дидактическими играми для усвоения того или иного материала. Конечно, эта статья – только “краткий справочник” для родителей, которые сами готовят детей к школе.

Итак, поговорим конкретно о том, чему же следует учить дошкольника и как. Конечно, ваш ребенок уже обладает элементарным представлением о пространстве, времени и величинах, знаком с некоторыми геометрическими фигурами, цифрами, может решить несложные примеры и задачи и т. д. Остановимся подробнее на каждом из видов деятельности.

Ориентирование в пространстве

Может ли ваш малыш, по просьбе взрослого, подать предмет, находящийся - над (за, под, перед) столом? Может ли он пройти в заданном направлении (вперед, назад, вправо, влево) и найти на картинке предмет, расположенный справа (слева) от заданного (перед ним, за ним), определить, какое из яблок на картинке висит выше, а какое ниже всех?

Все это - элементарные представления о пространстве, которыми ваш ребенок уже владеет. А вот какие игры вы можете предложить малышу для их совершенствования:

  1. “Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет”

    Ребенок по вашим указаниям идет в заданном направлении, чтобы найти игрушку (сделай два шага вперед, повернись направо, сделай три шага вперед и т.д.).

  2. “Угадай, сколько шагов?”

    Малыш должен определить, сколько приблизительно шагов от него до определенного предмета.

  3. “Расскажи о своей квартире”

    Ребенок должен рассказать, какие помещения есть в его квартире, сколько комнат, куда нужно повернуть, чтобы попасть в спальню, кухню и т.д.

  4. “Что изменилось?”

    Вариантов игры множество. Ребенок может выйти из комнаты, а вернувшись, рассказать, что в ней изменилось (переставлен стул, убрана книга со стола и т.д) Можно в определенном порядке разложить на столе предметы и попросить малыша запомнить, что и где лежит. Затем он должен закрыть глаза, а вы - поменять местами два предмета (или один убрать). Вначале нужно брать небольшое количество предметов (4-6), менять местами не более двух из них. Затем усложняйте задания, исходя из индивидуальных способностей вашего ребенка.

  5. Задания по образцу

    Предложите малышу выложить по образцу узор из подготовленных заранее (скажем, вырезанных из цветной бумаги) геометрических фигур. Еще один вариант задания – выложить фигуры в определенном порядке. (Положи три желтых треугольника, рядом с ними – три синих. Под каждым треугольником помести красные кружочки, причем большие кружочки должны чередоваться с маленькими) и т.д. Чтобы ребенку было интереснее, обыграйте ситуацию. Вашему сыну, вероятно, понравится, если он получит задание послать “шифровку” полюбившимся ему героям мультфильмов, используя те же геометрические фигуры. Конечно, малыш постарается не допустить ошибок, ведь иначе он подведет своих друзей! “Шифровку” вы можете изобразить на бумаге, а ребенок выполнит ее в виде аппликации. Для этого понадобится лист картона, необходимые геометрические фигуры из цветной бумаги и клеящий карандаш. Ну, а о чем будет говориться в послании, придумайте вместе с сыном (без сомнения, это будет очень важная информация!) А девочка с удовольствием выполнит по заданному образцу аппликацию, если она превратится в картинку или коврик для домика Барби.

Ориентирование во времени

Одним из показателей развития ребенка является его умение ориентироваться во времени.

С 3-4-летнего возраста малышу известны понятия “сейчас”, “потом”, “долго”, “недолго”, “сегодня”, “завтра”, “день”, “ночь”. Он знает, когда необходимо говорить “доброе утро”, “добрый вечер”, “спокойной ночи”, может определить, какое время года изображено на картинке, расскажет о своем режиме дня и т.д.

В 5-летнем возрасте ребенок без труда запомнит названия дней недели. Только не забывайте ежедневно отмечать, какой именно сегодня день. Малыш должен знать, что у многих людей суббота и воскресенье – выходные дни. Расскажите ребенку о месяцах. Сразу ему трудно будет запомнить названия всех месяцев и их очередность. Но если ежедневно напоминать малышу о том, какой сейчас месяц, с этой проблемой он справится. Не забывайте также упомянуть, какое сегодня число.

К шести годам ребенок без труда назовет сегодняшнее число, месяц и день недели, закончит предложение “Вчера была среда, а сегодня ... Завтра будет ...”

Неплохо, если малыш выучит стихи с временными понятиями. Хотя ребенок еще не умеет читать, покажите ему всевозможные календари, приобретите “отрывной” календарь. Пусть обязанностью малыша будет ежедневное отрывание листка календаря, а вы при этом прочтете то, что там написано.

Настало время ознакомить ребенка с часами. Обычно, если в доме “главные” часы – электронные, дети довольно рано обучаются если не определять по ним время, то называть “сколько на часах”. Почаще просите ребенка подсказать вам который час. Пусть сначала малыш вместо “шестнадцать сорок пять” скажет “один, шесть и четыре, пять”. Похвалите его, поблагодарите за помощь, а затем скажите, что “один, шесть” – обозначает число шестнадцать, “четыре, пять” – сорок пять. Постепенно ребенок усвоит нумерацию в пределах ста и безошибочно будет называть время.

Ознакомление детей со “стрелочками” происходит значительно позже. Для обучения лучше взять макет часов, на котором ребенок может двигать стрелки. Сначала покажите малышу разные положения часовой стрелки. Поиграйте с ним в “Режим дня” (Кукла Маша просыпается в 8 часов утра. Покажем это время на часах. В 9 часов – завтрак. Как ты думаешь, где находится в это время стрелочка? И т.д.) Затем расскажите о минутной стрелке. Предложите ребенку решить такую “задачку”: “В 9 часов ты идешь умываться и чистить зубы. Выходишь из ванной через 10 минут. Как же показать на часах время 9 часов 10 минут?” Вместе установите минутную стрелку и дайте необходимые пояснения. Так, играя, ваш малыш научится вскоре самостоятельно определять, который час.

Готовя ребенка к школе, родители должны помнить, что добиться усвоения необходимого учебного материала – не первостепенная задача. Главное – вызвать у малыша интерес к учебе, желание пойти в школу.